Практически все лидеры мировых танцев на льду продемонстрировали свои программы на этапах Гран-при. Кроме одной пары. Для канадского дуэта Тесса Виртью – Скотт Моир секретность оказалась вынужденной: партнёрше была сделана серьёзная операция. О том, как сейчас идут дела у серебряных призёров чемпионата мира, и о других своих парах – знаменитый тренер и хореограф Игорь Шпильбанд.
Игорь Шпильбанд
Бывший советский фигурист, ныне тренер и хореограф.
В 1983-м в паре с Татьяной Гладковой выиграл чемпионат мира среди юниоров в танцах на льду. После смерти партнёрши Шпильбанд завершил карьеру фигуриста.
Был женат на Веронике Першиной. Их дочь Екатерина Шпильбанд весьма перспективная фигуристка, живёт и тренируется в Америке. Сам Шпильбанд живёт в Мичигане, где тренирует несколько танцевальных пар и выполняет большую часть работы по хореографии своих подопечных. Иногда в качестве помощницы для тренировок использует Элизабет Коатс. Сейчас сотрудничает с другим российским тренером и хореографом Мариной Зуевой.
Фигуристы, с которыми работал:
Танит Белбин – Бенджамин Агосто
Меган Уинг – Ааарон Лоуи
Тесса Виртуи – Скотт Моир
Мерил Дэвис – Чарли Уайт
Элизабет Пунсалар – Джерод Сваллоу
Наоми Ланг – Пётр Чернышёв
Джессика Джозеф – Чарльз Батлер
Джессика Джозеф – Брендон Форсайт
Джэми Сильверштайн – Джастин Пекарек
Джэми Сильверштайн – Райан О'Мира
Лидиа Манон – Райан О'Мира
Лорен Сенфт – Лейф Гисласон
Лорен Сенфт – Оги Хилл
Грете Грёнберг – Кристиан Рэнд
Майа Шибутани – Алекс Шибутани
Мэдисон Чок – Грег Зуэрлин
Маргарита Дробязко – Повилас Ванагас
Катрин Копели – Дейвидас Штагниунас
— Игорь, первый вопрос — о Тессе Виртью. Каких-то несчастных случаев, травм не было. Как получилось так, что ситуация была доведена до операции?
— У неё была, если не вдаваться в медицинские термины, закупорка в сосудах мышц ноги. Плохая проходимость крови. Дело в том, что мы долго не знали об этой проблеме. Видимо, она не придавала этому особого значения. У неё болела нога, и сначала это было терпимо. Тесса — очень терпеливая и трудолюбивая девочка, она пыталась не обращать на это внимания, каталась через боль, и мы даже не знали об этом. А когда терпеть уже было невозможно, обследование у врачей показало, что единственный способ остановить ухудшение — это именно хирургическое вмешательство. К счастью, операция оказалась успешной, восстановление проходит без проблем. Она уже катается, хотя пока Тесса и Скотт ещё не могут работать в полную силу.
— Не сказалось ли здесь возросшее давление? Их взлёт на пьедестал чемпионата мира многие называют стремительным.
— Может быть, на таком уровне они оказались и недавно, но эти фигуристы катаются вместе более 10 лет, у них колоссальный опыт. На мой взгляд, они сохранили очень трезвую оценку и сейчас сфокусированы на работе больше, чем когда-либо.
— На турнире Cup of Russia вторая ваша пара, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт, смогли вырвать бронзу, несмотря на очень неудачный прокат в оригинальном танце.
— Я был очень доволен ими, потому что я знал, как тяжело им было кататься. Спортсмен сам ставит для себя планку, и в тот раз для них было очень тяжело удержать её. Конечно, теряешь в себе уверенность, когда совершенно неожиданно срываешь все элементы. Когда такого не случалось раньше — вдвойне тяжело. Ко мне каждый тренер, который был на этом турнире, подошёл и сказал: «Уж от кого, а от Чарли мы такого не ожидали». Но видите, случается всё. Я очень рад, что они смогли пройти через это. Я считаю, что для Мэрил и Чарли это стало хорошей школой и они выросли как спортсмены.
— Вопрос, который, наверное, задают вам все. Уход Танис Белбин и Бенджамина Агосто (этим летом американская пара Белбин – Агосто перешла к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову) был для вас неожиданностью? Неужели падение в обязательном танце на чемпионате мира, которое тоже было случайностью, так повлияло на их решение?
— Нет, повлияла всё же не та ошибка, хотя она и стоила им пьедестала. Сказался в целом результат сезона. Видимо, они почувствовали, что отношение судей к ним меняется, и надеялись, что у другого тренера обретут новое направление, что-то для себя изменят. Хотя я был очень доволен ими в прошлом году и не могу себя ни в чём упрекнуть. Произвольный танец мне казался очень удачным, самым удачным для них. Работа была проведена, и они готовы были бороться за самые высокие места. Но сезон оказался очень тяжёлым, они были расстроены. Приняли вот такое решение… Неважно, одобряю я или не одобряю его. Это их решение.
— Но хорошие отношения сохранились?
— Да, у них остались отличные отношения со всеми. Они перезваниваются, Танис мне постоянно присылает очень трогательные сообщения.
— В чем секрет такой дружбы? Ведь пары в вашей группе были по сути соперниками друг для друга, входили в разные сборные – Канады и США.
— Нет особых секретов. Я не могу с одной парой работать больше, чем с другой, любить одну пару больше, чем другую. Когда работаешь с учениками, настолько втягиваешься, что отдаешь им всё. Если они чувствуют это, то не может возникнуть обида или ревность. У них сохранились замечательные отношения, и Танис говорит, что очень скучает по всем друзьям. Она не ожидала, что для неё всё это будет так тяжело.
Я всегда с большим уважением относился к китайским спортсменам, у них есть целеустремленность и фокус на работе. У них есть чему поучиться.
— У вас очень большая танцевальная группа. Не получается так, что, когда вы делите внимание между учениками поровну, меньше времени достается топовым парам? Быть может, их подготовка могла быть более сильной?
— Здесь есть свои положительные и отрицательные стороны. Да, у меня две ведущие пары, но есть и другие прекрасные взрослые пары, есть неплохие юниорские пары, две из них попали в финал Гран-при в этом году. А взрослым иногда очень полезно смотреть, как катаются юниоры, потому что это подталкивает, ведь спорт прогрессирует. У них очень дружеская конкуренция в группе, когда кто-то прокатывает, они все аплодируют, поддерживают друг друга. Тяжело тренироваться в вакууме, когда нет внутренней конкуренции. Безусловно, она должна быть здоровой. Конкуренция может быть двигателем, но может стать и тормозом, и это зависит от спортсмена.
— И ещё один вопрос уже не о танцевальных дуэтах. В этом сезоне вы и Марина Зуева заявлены хореографами у китайской пары Дан Чжан – Хао Чжан. Насколько интересным для вас был этот опыт?
— Марина делала хореографию, я же в основном занимался с ними скольжением, базовой техникой, мягкостью. Мы не очень часто берёмся работать с парами, которые не катаются у нас постоянно, но в этом случае сделали исключение, потому что очень интересно было поработать с китайскими спортсменами. Кроме этой пары у нас тренировались ещё два танцевальных дуэта, которым мы делали программы на сезон. Действительно, впервые в истории Китая их спортсмены выехали за пределы страны, чтобы сделать хореографию – обычно они приглашают постановщиков. Я всегда с большим уважением относился к китайским спортсменам, у них есть целеустремлённость и фокус на работе. У них есть чему поучиться.