«Смута» опередила время выхода. Обзор игры
Семён Кудряшов Михаил Шевкун
,
Игра «Смута» (2024): обзор, отзыв
Аудио-версия:
Комментарии
Своего «Ведьмака» сделать не получилось. Перед нами скорее симулятор ходьбы с отличным визуалом, нежели ролевой экшен.

Больших ожиданий от «Смуты» никогда не было — дебют Cyberia Nova сразу казался несбыточной мечтой разработчиков. Сначала студия намеревались сделать свою Assassin's Creed или «Ведьмака», но чем ближе был релиз, тем всё меньше амбиций оставалось в проекте.

Держать интригу нет никакого смысла — «Смута» не получилась. Вообще. И, учитывая весь путь игры к релизу, сложно удивляться подобному исходу.

«Смута»: информация об игре

Название: «Смута»
Платформы: ПК
Разработчик: Cyberia Nova
Издатель: Cyberia Nova
Дата выхода: 4 апреля 2024 года
Жанр: экшен, приключение
Релиз в России: официально выйдет
Материалы по теме
Мы поиграли в демо «Смуты»: делимся впечатлениями от «Смутного времени»
Мы поиграли в демо «Смуты»: делимся впечатлениями от «Смутного времени»

«Смута»: как играть?

Игра официально вышла в России, её можно купить в магазине VK Play. На других площадках, таких как Steam и Epic Games Store, выход не планируется.

Наш репортаж с презентации «Смуты»

Получилось что-то смутное

События игры разворачиваются в начале XVII века, когда в России начались тёмные времена: ужасные заморозки, болезни, кризис и вдогонку к этому борьба за трон после смерти династии Рюриковичей. К сожалению, сама игра неохотно показывает интересный сеттинг. Основное внимание уделено борьбе за трон, но даже это проходит где-то на фоне — герой же чаще всего занимается какими-то поручениями.

Про «Смуту» не получится рассказать много, геймплейных механик тут буквально четыре: ходьба (80% времени), диалоги (10%), сражения (7%) и стелс (3%). Никакой глубины ни в одной из них нет.

Путешествовать по миру скучно, а бегать надо очень много. В разговорах много воды с утомляющей стилизацией в духе мультфильмов про «Трёх богатырей», поэтому в какой-то момент просто начинаешь пропускать диалоги — а даже так они могут длиться поразительно долго.

Что-что, а красиво

Что-что, а красиво

Фото: Cyberia Nova

Сражения лишены и капли увлекательности и хоть какого-то веселья. Опасения, что бои окажутся слабой стороной игры, были ещё после депо-версии. И к сожалению, подтвердились. Сражения, по своей сути, одноклеточные — закликивай врагов или они закликают тебя. Бои в лучшем случае созданы с учётом поединков один на один, но куда чаще предстоит одновременно сражаться с тремя противниками. Иногда «Смута» позволяет себе вывалить на игрока сразу от четырёх до семи врагов — в такие моменты будьте готовы по несколько раз перезагружать ближайшее сохранение, пытаясь найти, как «обмануть» игру. Поведение врагов также оставляет желать лучшего.

Про скрытные сегменты хочется вообще умолчать — они ещё хуже, чем местные сражения. Враги могут вплотную не видеть вас, а могут замечать через ограды. Полагаться на стелс здесь вообще не приходится, потому что всё происходит на «ощущениях» — может, увидят, а может, и нет. Как монета ляжет.

Можно попробовать постелсить

Можно попробовать постелсить

Фото: Cyberia Nova

Вот и получается, что «Смута» — это лишённый драматизма симулятор ходьбы, в котором неинтересно передвигаться, а всё остальное тут пришито белыми нитками. В подобных случаях могут спасти разве что увлекательная история, проникновенные персонажи и цепкие диалоги. Этого тут, к сожалению, тоже нет.

Про другие элементы игры, включая прокачку и смену «нарядов», нечего рассказать. Они что есть, что их нет. Ещё «Смута» очень растянута — с учётом того, что бои и стелс вообще не меняются по мере прохождения (а надоедают они почти сразу), продолжительность в несколько раз короче пошла бы только на пользу.

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

Но здесь очень красиво

За что разработчиков «Смуты» точно нужно похвалить — крутой визуал. Пейзажи получились удивительно завораживающими: дома, ландшафт, церквушки, рынки, поля, леса. Выглядит очень атмосферно и действительно на уровне западных релизов, что, безусловно, впечатляет. Жаль, что сам мир стерильный — с ним нельзя взаимодействовать, только наблюдать.

«Смута» сделана на движке Unreal Engine 5 — это одна из первых игр в индустрии, которая задействует его возможности по полной. Возможно, Cyberia Nova удалось настолько удачно использовать технологии из-за сжатых сроков разработки — к моменту старта производства (2021-2022) движок уже был выпущен.

Водица восстанавливает здоровье

Водица восстанавливает здоровье

Фото: Cyberia Nova

Такие рекордные сроки разработки, кстати, объясняют многое — в том числе сырые и будто бы наскоро собранные механики. Игры схожих масштабов обычно создают куда дольше, с большими командами и затратами бюджета. Тогда как «Смуту» будто бы изо всех сил пытались выпустить как можно скорее. Возможно, дело в контракте с «Институтом развития интернета», который частично финансировал разработку игры и якобы требовал выпуск в срок.

Первоначально релиз игры ожидался 26 февраля 2024 года, но в итоге был отложен. Глава ИРИ Алексей Гореславский объяснял в интервью РБК решение поддержать «Смуту» желанием «тронуть с места локомотив разработки российских видеоигр». При этом он же сравнивал бюджет проекта с западными тайтлами: «Бюджет большой нормальной игры начинается от $10 млн и заканчивается в районе $70–100 млн без учета маркетинга». Источники «Коммерсантъ» утверждали, что суммарный объём инвестиций в «Смуту» составит 1 млрд рублей, то есть порядка $10,8 млн.

Как «Смута» работает на ПК

Если что, у меня AMD Ryzen 5 7600X, GeForce RTX 4070 Ti и 32 ГБ оперативной памяти, так вот: «Смута» очень плохо оптимизирована. Если на первых локациях игра даже умудряется выдавать под 100 кадров, то в Ярославле я мог стабильно видеть 20-35 кадров, постоянные подгрузки объектов и подвисания. Чем дальше ты по сюжету, тем хуже игра работает.

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

«Смута»: стоит играть?

Если хочется взглянуть и прогуляться по на виртуальной России Смутного времени — да. Но стоит учитывать, что кроме этого здесь мало что удастся найти. Ни интересного геймплея, ни увлекательной истории или цепляющих персонажей. Из «Смуты» с учётом ограничений стоило сделать что-то менее амбициозное.

Пока есть ощущение, что создатели игры наступили на грабли, оставленные российскими киностудиями, которые пять-семь лет назад фокусировали не на качественном сценарии, а на спецэффектах и графике. Однако зрителя (как и геймера) не удержать одними лишь красивыми кадрами.

Я не успел пройти игру: на обзор «Смуту» выдали примерно за 30 часов до эмбарго. За это время я успел пройти до конца Ярославля — по моим подсчётам, это чуть больше половины игры (могу ошибаться). Финальной оценки не будет, поскольку прохождение заканчивать я не собираюсь — создаётся впечатление, что ничего нового за последующие 10-20 часов она предложить не сможет. Но если ставить за прошедшие 10-15 часов, то это около двух из десяти.

Игру стоило выпускать в раннем доступе с небольшим количеством доступного контента, чтобы протестировать механики на публике. В текущем же виде сложно представить, что «Смута» станет хитом и разойдётся сотнями тысяч копий. В каком-то смысле она опередила своё время, выйдя намного раньше, чем стоило бы.

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

Понравилось

  • местами очень красивое окружение

Не понравилось

  • ужасные и сломанные сражения;
  • нелогичный и неработающий стелс;
  • в диалогах очень много пустословия;
  • бóльшую часть времени вы просто ходите;
  • мир полностью стерильный и неинтерактивный.

Наш видеообзор «Смуты»

Скриншоты «Смуты»

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

«Смута»

«Смута»

Фото: Cyberia Nova

Материалы по теме
Главное аниме года: «Поднятие уровня в одиночку» превзошло все ожидания
Главное аниме года: «Поднятие уровня в одиночку» превзошло все ожидания
Комментарии