«Мне понадобилась неделя, чтобы понять, что рецепты предметов мне ничего не дают. Ещё почти полгода, чтобы понять, как в доте работают роли», — написал один из пользователей форума Reddit в недавнем обсуждении. Он начал играть в Dota 2 около полутора лет назад. Просто наткнулся на неё в Steam, не следил за профессиональной сценой, не смотрел стримов и у него не было друзей, которые могли бы всё объяснить. Единственным источником информации для этого парня было встроенное обучение и энциклопедия.
Последний год в сообществе Dota 2 постоянно поднимают вопрос туториала. Игра настолько сложна и комплексна, что разработчики явно стояли перед проблемой: как сделать обучение не надоедливым, но при этом информативным. Кажется, в конце концов они остановились только на первой части. Мы прошли туториал в Dota 2 с чистого аккаунта, посмотрели, с каким багажом информации игроки отправляют новичков на покорение сетевых матчей.
Вышка, вышка, два крипа
При первом заходе Dota 2 учтиво спрашивает, есть ли у вас опыт в подобных играх. Выбрав опцию «я новичок», вы отправитесь прямиком на страницу обучения, которая в клиенте игры спрятана во вкладке «База знаний».
Логично, что в первую очередь вам предложат познакомиться с устройством карты и перемещением по ней. Вот фонтан, вот трон (его в туториале называют крепостью), который нужно защищать, вот так отдаются приказы о передвижении героя. Далее нам предлагают вернуться на фонтан и потратить стартовое золото. Для этого нужно нажать кнопку «ЛАВКА» в нижнем правом углу. Однако сама кнопка никак не подписана и не подсвечена.
Когда игрок осознаёт, что стоит нажать на своё золото, ему дают понять: пока ты новичок, пользуйся рекомендованным закупом и не лезь дальше. Тут же объясняют, что в Dota 2 есть множество предметов, которые имеют самые разные функции. Для примера разработчики рассказывают, как работают первые предметы-расходники: Tango, Clarity и Healing Salve. Заканчивается это окно неоднозначной фразой с многоточием. После такого в интернетах обычно предлагают перейти по ссылке.
С таким закупом нас отправляют на линию, попутно объясняя, кто такие крипы и в чем состоит их задача. Если вы проходили обучение в Dota 2 на старом движке, то можете помнить, как игроков учили правильно добивать крипов, подсвечивали тех, по которым можно ударить, и даже рассказывали о возможности деная. Видимо, в современной доте это посчитали слишком большим упрощением. Теперь игроку просто объясняют, что во время смерти крипы и герои дают опыт, а при прокачке уровня можно улучшать/получать способности. А потом предлагают добить вышку с 1/5 запаса здоровья. В процессе вы узнаете, что удары строения — это больно.
И… всё! На этом процесс обучения Dota 2 фактически окончен. Теперь игроку предстоит провести три матча в компании девяти ботов в режиме турбо, рандомно познавая оставшийся мир.
Как утверждают разработчики, самостоятельный путь познания игрового мира — один из лучших способов обучения. Dota 2 предлагает такой же способ. В течение трёх матчей с ботами вам не будут указывать что делать, кого бить и что качать. Любопытным предлагают воспользоваться гайдами от сообщества, чтобы взять правильные способности в нужном порядке. Боты в матчах ведут себя довольно неадекватно, не откликаются на команды (если вы поймете, как их отдавать) и случайным образом носятся по карте. Если игра на Dragon Knight и Sniper в таком режиме ещё может дать представление о твоей задаче в игре, то с Shadow Shaman всё сложнее. Боты не взаимодействуют с пользователем и не отвечают на его действия. Так что союзный Juggernaut не будет бить врага, если вы держите его в сетке. Скорее всего, он куда-то убежит. Впрочем, это действительно можно назвать школой молодого бойца.
После трёх победных матчей пользователя отправляют в сетевую игру, пробовать свои силы в команде с реальными людьми против реальных людей. А теперь расскажем, о чём не говорит это обучение и как с решением подобных задач справились главные конкуренты Dota 2 по жанру — League of Legends и Heroes of the Storm.
Этому не учат в школе
Курьер и покупка предметов. О том, что в Dota 2 существует курьер, который приносит предметы на поле боя, игрок не подозревает. В разделе «механика» ему рассказывают, как покупать вещи на фонтане. Во время матчей с ботами курьер сам приносит предметы в течение нескольких секунд. Тратить на него золото не нужно, управлять и делить с союзниками тоже не надо, потому что это турбо-режим. Так что в реальной игре пользователя ждет сюрприз. Зато есть стандартный список предметов, который пользователь может приобрести, не кликая бесполезно по лавке.
Как этому учат в LoL? Покупке предметов в LoL посвящена отдельная часть обучения, построенная в виде квеста с небольшим количеством заданий. Сначала игроку нужно убить на линии 12 миньонов, затем заработать определённое количество золота, а потом отправится на базу, чтобы потратить деньги. Игра постоянно подсвечивает, где находится магазин, но не дает указаний, что именно покупать, оставляя свободу выбора. При этом все необходимые, по мнению разработчиков, предметы, находятся на первом же экране лавки. Так пользователь, не отвлекаясь от матча, понимает всю логическую цепочку: ластхит-золото-лавка-предмет.
Телепорт. Ещё одна неизведанная технология для новичка в Dota 2. О том, как и зачем можно пользоваться свитком, он не подозревает, пока случайно не нажмёт на нужную кнопку.
Как этому учат в LoL? О возвращении игроку напоминают в критических ситуациях. Получил слишком много урона — туториал выдает дополнительную задачу «использовать Возвращение и отправиться на базу». Набралось много золота, которое можно потратить — новое задание в списке. Теперь пользователь знает как минимум две ситуации, когда ему может пригодиться эта функция.
Другие строения на карте. В процессе обучения в Dota 2 игроку успевают рассказать только о вышке, фонтане и троне, который нужно разбить для победы. При этом совершенно забыв упомянуть об условии уничтожения крепости, наличии бараков и использовании святилищ. Так что почему бы просто не пойти и не разбить трон?
Как этому учат в LoL? В случае с уничтожением строений работает та же система небольших задач. Сначала уничтожить одну вышку, затем снести все башни на одной из линий, после чего уничтожить открытый ингибитор. Вместе с этим игроку рассказывает, что дает команде уничтожение каждого из строений. Все это короткими фразами в углу экрана, не прерывая сам игровой процесс. Карта не ограничена, разрушать можно любую линию.
Как этому учат в HotS? Принято считать, что систему святилищ Dota 2 позаимствовала именно у HotS, потому логично проследить, как с ними знакомят игроков там. Во-первых, еще в Battle.net можно посмотреть трехминутный ролик об особенностях механик игры, в которых будут упомянуты строения. В самом обучении пользователю стрелками будут показывать, куда направляться в нужный момент и как использовать святилище для пополнения здоровья. И даже поставят рядом союзного бота, чтобы продемонстрировать эффективность.
Нейтральные крипы. С големами, драконами и теми самыми розовыми пони игроку в Dota 2 придется познакомиться самостоятельно. Во время обучения механике лес ему не демонстрируют, а в турбо-режиме не дают никаких подсказок. Игры с ботами создают ощущение, что игроку он и не нужен. Союзники нейтралов бить не будут, о Рошане и вовсе речи не идет. А тем временем лес — один из важнейших объектов на карте не только потому, что там можно кружить в трех соснах.
Как этому учат в LoL? Справедливости ради, в Лиге вам тоже никто специально о существовании нейтралов не рассказывает. Зато как только игрок сходит с линии ему говорят, что в лесу его ждут другие крипы. При атаке каждого из них появляется небольшое окно с описанием силы соперника и типа атаки. А для «Пугливого краба» сводка становится уже достаточно большим блоком текста, на прочтение которого нужно некоторое время. Не очень удобно, но информативно.
Как этому учат в HotS? В обучении в MOBA от Blizzard сценарий предполагает захват одного из Лагерей Наемников на карте. По уже знакомым стрелкам игрока приведут к нужному месту и подскажут, что делать. Все предельно ясно, но лишает свободы действий.
Таланты. Во время обучения игроку в Dota 2 довольно подробно рассказывают о прокачке способностей, ультимейте и пассивках. Однако ни слова не говорят о системе талантов, хотя для этого разработчикам понадобился бы всего один дополнительный экран с информацией.
Как этому учат в HotS? Так же, как и со святилищами, таланты в первую очередь подробно описаны во вступительном видео. Те, кто решил его не смотреть, знакомятся с механикой во время обучающей игры. Кроме того, что пользователю предоставляют время на прочтение всех вариантов, ему еще и объясняют, как и с какой целью устроена эта функция.
На этом список важных деталей, с которыми оказывается не знаком игрок, впервые падая в матч с людьми, заканчивается. Он не знает о существовании и использовании рун (ботов так и не удалось заставить внятно подраться за Bounty в начале игры), самостоятельно учит механики, в панике знакомится с экраном пика и обнаруживает дополнительные лавки на карте.
Во время одной из пресс-конференций создатели ботов OpenAI рассказывали о системах тренировки своего искусственного интеллекта. У них было понимание, что победа — хорошо, поражение — плохо, и приблизительное представление о добивании крипов на линии. Например, Рошана боты обнаружили чисто случайно, убив его во время драки на его территории. Примерно в таком же состоянии в сетевую игру отправляются пользователи Dota 2 после обучения. Несложно представить, почему их так пугает эта игра и за что они получают столько критики в свой адрес.
Как научить, не отпугнув?
Главная проблема любого обучения — нежелание разработчиков напугать новичков огромным количество информации или затянутым туториалом. Обучение длиной в час будет полезным, но вряд ли сохранит заинтересованность игрока. Но и тот куцый материал, который предоставили разработчики Dota 2, тоже никуда не годится. После этого пользователю все равно придется лезть на YouTube за гайдами, искать подробные инструкции или просто заводить друзей, которые помогут с адаптацией.
Часто противники расширенного обучения в качестве аргументов приводят не только то, что туториал может быть затянут, но и изменчивость доты от патча к патчу. Однако речь идёт не о рассказе о детальных характеристиках, а о предоставлении общего понимания. Вот руны, вот нейтралы, вот курьер — никаких конкретных цифр, но уже лучше, чем ничего.
В процессе обсуждения игроки предложили Valve три варианта улучшения обучения.
1. Расширить существующий туториал. Пятиминутного блока с обучением передвижению по карте и разрушению вышки явно не хватает, даже чтобы запускать игрока в матч с ботами. Пользователю необходимы дополнительные простейшие инструкции. Добавьте вынужденный поход в лес, чтобы выфармить себе предмет и принести его курьером, предложите купить Bottle и отправьте игрока за руной. Это не утяжелит обучение, но познакомит с важной информацией. Подобный принцип использовало обучение до Reborn. Но, видимо, кому-то оно показалось слишком затянутым.
2. Переделать обучение с нуля. Одним из самых нейтральных и непринужденных обучений обзавелась League of Legends. По сути, ты играешь тот же самый матч с ботами, но тебе при этом не назидательно рассказывают, куда нужно нажать, а дают основные и дополнительные задачи. Такой туториал не диктует игроку, что делать, а предоставляет информацию по мере необходимости. Получил урон — вот тебе задание отправиться на базу. Пришёл в лес — держи описание местных жителей. При этом игроку постоянно подсвечивают нужные кнопки, но не требуют нажимать их здесь и сейчас, чтобы обучение продвинулось дальше.
В создании такого туториала поможет любой аналитик. В качестве главного кандидата на эту роль западные зрители предлагают Purge. Он уже создал серию обучающих роликов на YouTube, которые знакомят игроков с основными механиками. Сам аналитик открещивается тем, что не имеет должной квалификации в разработке игр. Но это от него и не требуется. Он мог бы просто предоставить Valve список механик, которые обязательно нужно продемонстрировать в обучении. Purge явно в этом что-то понимает.
3. Использовать существующие пользовательские материалы. Вариант для ленивых Valve. Новички и без того постоянно пользуются внутриигровыми гайдами для героев, созданными другими пользователями. И если уж разработчики не хотят заниматься обучением, то пусть займутся другие! Один из вариантов — устроить конкурс кастомных карт, как сделали с Холодрыжеством в прошлом году. Ну а если не хочется тратить деньги вообще, то добавьте хотя бы ссылки на существующие популярные видео на YouTube. Игрокам все равно придется изучать Dota 2 там, а не в самом клиенте.
Сложность Dota 2 — одна из самых привлекательных черт игры. Десятки механик, больше сотни доступных героев и миллионы вариантов комбинаций. Игроки называют ее высшей математикой в мире MOBA. Но как бы ни были интересны логарифмы, их не дают в руки школьнику, едва освоившему арифметику. Иначе ему придётся идти к репетитору или просто бросить эту школу.