Последнюю неделю в дота-сообществе только и говорят, что о Kuku и банах. Правда, все обсуждают только одну сторону конфликта. Автор под ником Raphael_YU несколько дней назад на портале LiquidDota решил поделиться тем, как китайское коммьюнити реагировало на развитие событий, рассказал, что именно так разозлило игроков Поднебесной, и порассуждал, могли ли власти города Чунцина действительно забанить Kuku.
Сам Raphael_YU занимается переводом статей с английского на китайский язык, чтобы познакомить их сообщество с западной сценой. В том числе он раз в две недели пишет колонку о происходящем на форуме Reddit. К тому же он является модератором одного из китайский форумов по Dota 2 и имел возможность следить за развитием событий.
«Этот инцидент, честно говоря, полностью отбил мотивацию у меня и моих друзей, которые потратили практически все свое свободное время, чтобы навести эти мосты», — написал он.
О ситуации со Skem
Как и везде, драма в китайском сообществе началась с высказывания Skem в матче на майноре от DreamLeague. Обычные зрители и лидеры мнений в Китае пришли от него ярость.
Для китайского сообщества это слово — откровенный расизм. Это не просто оскорбление, не просто уничижительное слово, это прямой расизм. На самом деле я даже не могу подобрать слово, которое для китайцев было бы более расистским, — отметил автор.
Менеджменту compLexity удалось достаточно быстро справиться с ситуацией. Организация провела расследование, принесла извинения и наложила штраф на игрока. Однако информация об этом дошла до китайского сообщества немного позже, чем надо бы. К тому времени фанаты уже «требовали крови и даже требовали забанить его». Лидеры мнения призывали Valve к ответу, а часть яростно настроенных фанатов уже начали развивать конфликт.
«Честно говоря, я считаю, что китайское сообщество имело все причины быть в ярости. Это просто злость, а не перегибание палки, это нормальная эмоциональная реакция, когда тебя обижают самым худшим образом. Вот заставлять забанить его — перебор, по крайней мере с моей точки зрения. Это могла быть идеальная возможность для Valve закончить всё здесь и сейчас, но они этого не сделали», — написал Raphael_YU.
Об отношении китайцев к трештоку
Отдельно автор уделил внимание тому, как в Поднебесной относятся к трештоку в пабах. Откровенно говоря, там этого не любят. Для западного сообщества это что-то вроде нормы, к этому никогда не относятся серьёзно. Однако в Китае всё иначе.
Raphael_YU напомнил читателям о случае с Sumail. Он выиграл свой первый титул на китайском DAC и заработал поддержку сотен и тысяч фанатов в стране. Однако стоило ему написал «fuck China» или устроить трешток в пабе, как на него спустили всех собак. Даже рисовали мемы о том, как ему отрубают голову. Но при этом никто никогда не призывал его забанить. Китайцы предпочитали обыгрывать его на турнирах, а потом громко отпраздновать победу.
О лжи Kuku
Однако если ситуацию с Skem было достаточно просто замять, то случай Kuku совсем другой. Игрок (или его менеджер) откровенно врали китайскому сообществу, чтобы сохранить лицо. Они создали аккаунт в китайской социальной сети, опубликовали извинения и объяснили ситуацию: мол, Kuku не имел в виду ничего такого, просто у игрока в том же пабе был такой никнейм. Как к нему ещё нужно было обратиться?
«Первоначально, когда заявление от Kuku появилось в китайском сообществе, я считал, что это совершенно необязательно, ведь это был просто паб. Да, были лидеры мнений с националистическим настроем, которые брызгали слюной и старались так привлечь фанатов. Разумные лидеры мнений, как Hoho, кто является моим примером для подражания, даже не думали распространять эту информацию», — объяснил Raphael_YU.
Мало того, все были приятно поражены такой вежливостью Kuku и менеджмента, когда те принесли официальные извинения и объяснили ситуацию. Лидеры мнений репостили это сообщение и хвалили за такой подход. К TNC всегда в Китае относились хорошо, особенно после WCA, когда по сети начали ходить фотографии, как игрокам приходилось спать на полу.
«Если бы эти «объяснения» были правдой, есть вероятность, что TNC стала бы самой любимой SEA-командой в китайском сообществе, потому что мы по ошибке обвинили невиновных людей. Но это было не так».
Уже через несколько часов оказалось, что у того игрока из паба во время игры был совсем другой никнейм, он просто поменял его после матча (по слухам, ему даже за это заплатили). Но в Steam сохранилась история всех изменений. Именно с этого в Китае началась драма, а лидеры мнений начали раздувать конфликт.
«Этого бы никогда не произошло, если бы он не соврал нам. Мы бы спокойно отнеслись к тому, что оскорбление использовали в пабе. Но как вы посмели врать всему китайскому сообществу, воспользовались их благими намерениями, чтобы скрыть то, что вы оскорбили китайцев, да еще и на китайской земле?» — возмутился автор.
С этого момента сообщество Поднебесной полностью потеряло доверие ко всем заявлениям организации TNC. Единым фронтом фанаты призвали Valve к действиям, потому что они уже не могли верить, что клуб дойстоно будет решать эту проблему.
О первом заявлении от Valve
Ситуация разгорелась настолько, что китайские игроки стала угрожать жизни Kuku и оскорблять его дочь. В ответ на это западное сообщество пришло к решению, что «слово-на-букву-с» — это никакой не расизм, а просто ругательство. По мнению автора, в этот момент повернуть все вспять уже было невозможно. Оставалось надеяться только на Valve. И они явно ждали от разработчиков чего-то другого, а не «это не наше дело».
«Все знают, что Valve может волновать мнение Reddit, но их не заботит китайское сообщество. У нас никогда не было канала связи с Valve, есть только PerfectWorld, оператор Dota 2 в Китае. Perfect World, между тем, безответственная компания, которая постоянно принимает отвратительные решения. PerfectWorld для нас — как Дональд Трамп. Мы все их ненавидим, они в основном идиоты, но мы вынуждены с этим жить».
Такое отношение Valve и бездействие Perfect World стало последней каплей. Но китайское сообщество получило поддержку с самой неожиданной стороны — от правительства.
Китайские власти против компьютерных игр
Чтобы западные читатели поняли, почему китайцы не ждали поддержки от властей, Raphael_YU рассказал об отношении правительства страны к компьютерным играм. Если объяснять кратко, они считают это зависимостью и «электронным героином». В стране даже есть клиники, где шоковой терапией лечат детей, «зависимых от интернета». Такие медицинские учреждения появились в 2000 году и работают до сих пор.
Китайская киберспортивная сцена существует за счет энтузиастов, которые вкладывают в нее свои деньги и силы.
«Общественное мнение немного изменилось, когда мы выиграли несколько TI и приехали домой с невероятным количеством призовых и наконец-то появились в новостях национального телевидения. Это было как Рождество для всех нас, вот эти 10 секунд Dota 2 на телевидении».
Однако, с точки зрения государства, ничего не изменилось. Игры всё также было запрещено показывать на национальном телевидении, а детей лечили от интернет-зависимости.
«И в такие отчаянные времена местные власти были последним союзником, которого мы могли ожидать. [...] Когда у нас больше нет поводов для споров, мы встанем плечом к плечу против общего врага, потому что нас унизили, разочаровали и соврали нам. Я не знаю, как насчет западного сообщества, но в Китае, если этот поезд начал движение, то его не остановить, пока он не достигнет конца, который еще неизвестно где находится. Если кто-то извне попытается его остановить, он просто вернется с еще большей жаждой возмездия».
О китайцах, которых легко обидеть
По словам Raphael_YU, китайцев действительно легко вывести из себя, потому что даже в обычных рейтинговых матчах у них царит другая атмосфера. Так все все воспринимают всерьез. Но со временем они стали к этому менее восприимчивы. Но когда дело касается интервью или социальных сетей, то это совсем другая история.
«Культура поведения на китайском сервере очень сильно отличается от всего остального мира, особенно для игроков уровня Divine и Immortal. Мы всячески стараемся победить и воспринимаем все супер-серьезно, даже с личными конфликтами в команде. Есть много клипов, где тиммейты оскорбляют друг друга, но продолжают раздавать баффы и вносить урон, чтобы выиграть драку и игру. Все ждут, что и популярные китайские стримеры будут играть на победу. Если они будут плохо исполнять или просто закинут игру, их подвергнут жёсткой критике. Мы просто не привыкли к тому, чтобы закидывать игры. И не привыкли к расистским оскорблениям, потому что, по сути, мы все представители одной нации», — объяснил Raphael_YU. Это объясняется легко: в Поднебесной более 90% населения — китайцы.
Однако когда дело доходит до высказываний в социальных сетях и интервью, возникают и крупные конфликты. Например, достаточное количество китайских фанатов просто ненавидит PPD. А Stewie2k, к которому в Китае всегда хорошо относились из-за его корней, вдруг стал врагом, потому что пожаловался на то, что у него в поездке украли сумку. Он тогда написал: «Конечно, это же Китай».
«Так что да, китайское сообщество очень просто задеть. И я не вижу способов это изменить», — заключил Raphael_YU.
Однако, по мнению автора, китайцы также просто отходят после мелких обид. Например, несколько лет назад Envy тоже позволял себе расистские высказывания в пабе, за что китайское сообщество на него спустило всех собак. Но когда он несколько раз закинул игры против восточных команд, сообщество подуспокоилось. А стоило ему начать стримить на местной платформе, так он стал чуть ли не самым любимым зарубежным игроком. А потом еще попытался петь на китайской и сказать что-то на кантонском диалекте со сцены шанхайского мэйджора. Правда, так ломано, что никто не понял.
«Так что искренняя привязанность к Китаю устранит любую враждебность в прошлом».
Ну, или, как вариант, нужно быть крутым игроком. Так Sumail снова заслужил уважение в Китае даже после своих оскорбительных высказываний.
Может ли китайское правительство забанить игроков?
В первую очередь автор сразу предупредил, что это полностью его мнение и понимание того, как работают власти в Китае.
В двух словах, если вы знаете правильного человека, то можете сделать в Китае практически что угодно с соответствующим прикрытием. По факту же, несмотря на множество возмущений, муниципальные власти не могут на практике забанить игроков. Но они могут заставить турнир исчезнуть, — заявил Raphael_YU.
Основная причина такого умозаключения состоит в том, что муниципальные власти никак не пересекаются с пограничным контролем или органами, занимающимися делами иностранных граждан. Так что местное правительство не может запретить выдать визу или остановить игрока на границе. Если все работает по обычному принципу, то у них просто нет возможности не дать человеку ступить на китайскую землю.
Однако всегда есть вероятность, что у властей найдутся нужные связи, особенно учитывая высокий статус города Чунцин и его губернаторов. Но откуда тогда появились эти слухи? Подобные аферы принято проворачивать тихо. Может, их и не волнует мнение сообщества Dota 2, но проблем вряд ли кто-то хочет.
Raphael_YU предположил, что информация о бане пошла не от властей города, от представителя правительства, который занимается координацией проекта турнира. Подобную должность когда-то занимал и сам автор блога. Чаще всего этим занимается человек с низким чином, задача которого просто избежать проблем. И вот координатор услышал, что на турнир собираются приехать два игрока, замешанные в расистском скандале, что является серьезной политической опасностью. Ему всё равно, при каких условиях это случилось, ему нужно обеспечить безопасность и сохранить свою работу, потому что второго шанса в китайской бюрократической системе не дадут. Но так как его возможности ограничены, он может просто спихнуть всю ответственность на организаторов турнира. Мол, это они не смогли обеспечить все выполнение всех необходимых условий. А там турнир отменят без лишних разборок.
«Но тогда откуда появились все эти слухи? Это просто попытка избежать отмены турнира, воспользовавшись тем, что команды и сообщество практически ничего не знают о том, как работает китайское правительство. Они просто распространили выборочную правду, чтобы напугать команды и заставить проделать всю лишнюю работу без PR-катастроф. На самом деле, Beef из coL попался на этот трюк. Хотя он правильно сказал, что правительство никогда не просило его выгонять игрока, потому что их это не волнует», — разъяснил своё видение ситуации Raphael_YU.
Об итоговом решении Valve
Уже после финального блога от Valve автор поста снова появился в ветке обсуждения, чтобы сделать вывод.
«Я рад, что Valve сделали всё правильно, по крайней мере для нас. В одном из моих ответов я предлагал дисквалифицировать Kuku только на один мэйджор, и приятно видеть, что Valve избрала такую же меру наказания. Это будет правосудием, которого требует китайское сообщество, но и не разрушит карьеру Kuku», — объяснил Raphael_YU.
А в это время на китайских форумах лидеры мнений и обычные поклонники благодарят разработчиков за то, что те услышали их просьбы. И уже снова готовы прокачивать свои компендиумы до 2000-го уровня.