Голодные игры: Dota 2 Edition. Люди и правила, которые нужны Valve
Яна Медведева
Комментарии
Профессиональный сезон в Dota 2 может избавить от проблем один документ и несколько ответственных людей. Даже не из Valve.

Представители многих других дисциплин издалека посматривают на турнирную систему Dota 2 и завидуют: прозрачная система очков, открытые квалификации, высокие призовые — есть все, чтобы развиваться и добиваться успеха. Но здесь, внутри этой экосистемы, мы чувствуем, как она то и дело содрогается от мелких и не очень драм. То кто-то недоволен форматом отборов, то скандалы с расизмом вмешиваются в спортивную составляющую. Постоянно что-то мешает идеальному развитию сезона. А ведь большинство возникающих проблем могут решить всего несколько человек.

Голодные игры без Распорядителя

Последнее время я не могу отделаться от мысли, что профессиональная сцена в Dota 2 напоминает мне арену «Голодных игр». Вот команды-трибуты, представляющие разные регионы. Они отправляются на специально продуманную площадку, где им предстоит бороться за деньги, очки и славу. Для них здесь продуманы различные препятствия и орудия, которые помогают добраться до финальной цели — выжить и забрать Аэгис. Остаешься последним — твое имя увековечено и ты при определенной разумности ты остаток жизни можешь почивать на лаврах своей победы.

Есть только одна проблема: конкретных правил, кроме как проложенной турнирной сетки и очков, никто не выдал. Если в «Голодных играх» ареной и ее премудростями управляет Распорядитель, то здесь трибутов бросили выживать по законам Fairplay. Как правильно отметил Джейк Sir Action Slacks Каннер в подкасте Whatthe Duck, правила в сезоне DPC возникают, когда кто-то пересекает невидимую линию. Помните, как трибутов, пытавшихся выбраться за пределы арены, било током? При этом границу, за которую заступать нельзя, было видно только под определенным углом, в остальном нужно было рассчитывать на свое шестое чувство.

Так и здесь — пока кого-то не шибанёт дисквалификацией, никто толком не конкретизирует, что так нельзя.

На самом деле у «Голодных игр» DPC-системы есть Распорядитель — это Valve, построившая арену и вливающая в нее деньги. Но если в книге и фильме создатель игрищ постоянно следил за развитием событий, то наш Распорядитель обращает свой взгляд на происходящее, только когда в его кабинете срабатывает серена твиттера и форума Reddit. Без общественного резонанса никто бы не додумался проверять игроков на наличие макросов (привет Atun на франкфуртском мэйджоре) или следить за их региональной принадлежностью.

Valve давно показала, что не хочет занимать позицию авторитарного руководителя, следящего за профессиональной сценой. Их устраивает подход, когда и сама компания, и киберспортивные сцены буквально самообразуются. Они только раздают толчки в определенных направлениях. Но раз представители Valve не готовы лично взять в свои руки контроль на сценой, в которой крутятся десятки, а то и сотни миллионов долларов, то эти полномочия стоит делегировать кому-то еще. Если уж Распорядителю не до Голодных игр, то пусть за законами выживания следят доверенные лица.

Один документ, чтобы править всеми

Если не переходить на личности, то профессиональной сцене не хватает одной простейшей штуки — свода правил. Нет, не тех полутора строчек текста, которые появились на сайте регистрации команд. Даже блога на страничку ворда будет маловато. Изменения на странице мэйджоров появляются абсолютно бесшумно и незаметно, а цитаты из блога, как оказывается позже, можно интерпретировать как получится. Valve вообще не сильна в конкретизации формулировок, это не ее конек.

Простейшим выходом из этой ситуации будет создание первоначального свода правил, которое отшлифутеся игроками, организаторами турниров и лидерами мнений до старта сезона. У Valve даже есть время, место и площадка для того, чтобы этим заняться — The International. По сути, каждый год перед стартом самого турнира там и происходит примерно это: компания объявляет свои планы на сезон и разъясняет какие-то нюансы. Но отсутствуют две важные детали: обратная связь и конкретика.

А что если в этом году Valve на ежегодную встречу игроков придут не с листочком, на котором шрифтом Tahoma в табличке из Word внесено расписание турниров, а с документом, в котором собраны правила сезона. От глупых и очевидных, вроде того, что в основном составе команды по Dota 2 есть 5 игроков и тренер, до конкретных и детальных, касающихся региональной принадлежности участников. Этот документ отдается на руки участникам турнира, комментаторам, лидерам мнений — и те присылают Valve свои вопросы, коррективы и дополнения. На основании такой обратной связи можно составить свод правил, который будет удовлетворять большинство. И вот его нужно вешать на сайт и тыкать потом носом каждого, кто будет пытаться внаглую переступить его границы. А ещё лучше — прямо в нем установить тяжесть наказания за попытку их нарушить. С рейтинговыми очками же получилось наладить эту систему.

Но за соблюдением любого закона должен кто-то следить. Мы давно поняли, что нашему Распорядителю в лице Valve больше нравится пожевывать виноград в своем кабинете под звуки запуска Artifact, так что профессиональной сцене нужны те, кто выйдет им на замену. Реддиторы и лидеры мнений давно кричат о том, что профессиональному сезону нужен некий «комиссионер» или «управляющий», который соединит воедино немного удалившиеся миры Valve и киберспортивной сцены в Dota 2. Но, к сожалению, закрыть все дыры одному человеку не под силу.

Администратор турниров

В прошлом сезон ситуация с сеткой мэйджоров и майноров обострилась до предела. Если бы не вынужденные перерывы в сезоне из-за сорвавшихся чемпионатов, квалификации просто рисковали остаться без участников. Так как проведение соревнований полностью ложится на плечи турнирных операторов, а Valve только дает часть призового фонда, то их желание урвать себе кусок повкуснее был понятен. Где-то в центре той турнирной бури возникла мысль, что всей этой системе нужен главный администратор, который будет формировать расписания, стараясь выдать всем одинакового объема бочки меда и разного размера ложки дегтя.

Эта мысль канула в Лету, когда Valve в новом сезоне создала более разгруженное и конкретное расписание. Вот вам недели для квалификаций, вот время, когда мы хотим видеть турниры с нашей поддержкой. Прописали количество участников, распределение регионов и даже сами начали раздавать дополнительные слоты. Но проблемы до сих пор остались.

Сколько выдавать приглашений? Сколько слотов должно быть с открытых квалификаций? В каком формате должны проходить отборы и что делать, если они несовершенны?

Никто не говорит, что этот условный администратор должен диктовать, кому и как проводить свой турнир. Скорее следить за отзывами и равными условиями, предоставляемыми командам. Этот человек (или группа людей), смогут напрямую контактировать с Valve по поводу сложных вопросов, а сама компания раздавать конкретные указания.

Таким образом можно было избежать ситуации с бывшими paiN X, явно вышедшей из-под контроля. Тот самый «администратор турниров» по долгу своей службы обратил бы внимание на эту проблему раньше, чем PPD залез в твиттер. При этом, возможно, дело бы не закончилось дисквалификацией или переездом в другой регион. Как объяснил Квинн CCnC Каллахан, у его команды просто не было времени и возможности обосноваться в Бразилии из-за плотного турнирного графика и сложностей с поиском базы. Администратор смог бы рассмотреть эту ситуацию с разных сторон и, возможно, вынести менее резкое решение.

Плюс к этому ответственный мог бы не только контролировать форматы и регионы, но и обращать внимание на то, насколько условия на LAN-финале соответствуют уровню мэйджора и майнора и собирать пожелания и жалобы игроков и турнирных операторов. Правильный баланс между обеими сторонами позволит и создать удобные условия для соревнований, и не разорить организаторов, и не превратить игроков в див, требующих унитазы с подогревом для «лучшей концентрации во время матча».

Кто мог бы занять эту роль? Еще год назад большинство представителей сообщество ответили бы, что Андрей Григорьев. Студия BTS обязательно посоветует Дэвида Blaze Диллана, администрирующего их турниры. Большим опытом в этом деле обладает Владислав Удовенко, менеджер проектов Starladder. Да и в Китае наверняка есть свои герои невидимого администраторского фронта. Кандидатов много. Нужно только смелость взять все в свои руки.

Уполномоченный по делам DPC

Примерно так теперь называет Reddit Питера PPD Дагера. Он взял на себя смелость публично тыкать Valve и организаторов в их ошибки. Но пока кто-то называет его нытиком и твердит, что он «опять жалуется», это решает насущные проблемы. А представляете, сколько еще проблем не касалось его лично?

Профессиональному сезону в Dota 2 нужен такой человек, который будет обращать внимание на несостыковки, явные недостатки и дыры. Есть множество проблем, которые не касаются конкретно турниров и которые невозможно урегулировать изменением формата или приглашений. Администраторы турниров занимаются внутренней кухней. Но кто-то должен и следить за тем, что просачивается за закрытые двери, и вовремя на это реагировать.

По сути это человек, который как раз-таки следит за соблюдением свода правил и пресекает попытки их нарушить. Сначала в личном общении, если это не помогло, то с выносом ситуации на всеобщее обозрение. Он сможет определить, регулируется ли ситуация текущими правилами или за разъяснением нужно обращаться в Valve. Например, использование макросов Atun. Понятно, что это запрещено, но какое наказание нужно вынести? Просто дисквалифицировать с отборов? Дать бан на несколько месяцев? Запретить ему участвовать в турнирах от Valve?

Причём лучше всего, если это будет маленький комитет людей, которым небезразлична судьба дота-сцены. PPD, Cyborgmatt, v1lat, Burning — все они постоянно пишут в твиттер о том, что в доте что-то не так и надо это менять к лучшему. Если Valve не хотят делать это своими руками, то пусть это сделают те, кого реально волнует происходящее с киберспортивной Dota 2.

Голос Valve

Если с прописанным и конкретизированным сводом правил можно обойтись и без контроллеров, то без этого человека профессиональная сцена так и останется по уши в мелких и крупных драмах. Valve нужен представитель, который будет общаться с сообществом и озвучивать их решения. Хранитель пароля от твиттера, если вам так угодно.

Необходимость этого человека легко можно объяснить на примере последней драмы, связанной с расизмом. Cyborgmatt и KBBQ в «Твиттере» рассказывают о том, что Kuku и Skem грозит бан от властей города Чунцин, где пройдет следующий мэйджор. Всё это раздувается чуть ли не в войну между сообществами на Reddit и в Twitch-чате, люди призывают бойкотировать The International и сходят сума, бросаясь ругательствами похуже, чем слово на букву С. А все почему? Потому что они не услышали ничего конкретного. Весь этот пожар подпитан исключительно дровишками слухов, а не какими-то официальными анонсами. А успокоить ситуацию мог если не блог, то хотя бы твит от Valve:

Финальное решение о запрете участия игроков еще не принято. Мы ведём переговоры с обеими сторонами, чтобы уладить конфликт. Мы не поддерживаем расизм ни в каком виде, но желаем сохранить соревновательную систему открытой, а конкуренцию честной. Пожалуйста, проявите терпение и дождитесь официальных анонсов.

И всё. Да, огонь в сердцах и других местах это не потушит. Но сообщество хотя бы в курсе, что разработчики и организаторы профессионального сезона хотя бы занимаются этой проблемой, а не тайно болеют за Mineski в квалификации, чтобы избежать долгих и сложных переговоров.

Посмотрите на «твиттер» Artifact, другого проекта Valve. Официальная страница игры в шуточной форме сообщает, как идут дела у их серверов, репостит информацию о турнирах, делится материалами об игре. О том, что происходит в Dota 2, мы узнаём из аккаунта Викрама Редди, который красноречиво на своей странице охарактеризовал себя как «CommunityMan, Enthusiast». Ещё и добавил, что «Tweetsaremyown». И вот от этого парня с его личными твитами мы узнаем, что Meepo отключен в матчмейкинге из-за бага, в Dota 2 вышел патч, да и вообще тут стартовал мэйджор. Понятно, что он явно и плотно связан с Valve, но и этого мало.

Valve отчаянно нуждается в говорящей голове, отвечающей на насущные вопросы во время. Даже если самыми общими фразами. Викрам, Бруно, Cyborgmatt — кто угодно. Уж лучше обрисовать ситуацию тонкими линиями, но официально, чем оставлять сообщество в неведении. Чем дольше молчат Valve по любому вопросу, тем больше проблем себе в голове нарисовали реддиторы.

Конечно, это всё похоже на утопию. Для этого должны вдруг найтись люди, которые заходят разгребать закулисную грязь и нести за нее ответственность перед много тысячным сообществом, готовым съесть за любую оплошность. PPD за кулисами пытался собрать ассоциацию игроков, но у большинства, как и ожидалась, хата с краю. Они хотят просто играть, а не вершить судьбы.

Для этого Valve должна осознать, что Голодные игры — это, конечно, весело и зрелищно, но не всё в Dota 2 должно регулироваться прецедентным правом. Распорядителем останутся разработчики, а чтобы они окончательно проснулись и взялись за работу, нужен или бунт всех дистриктов-регионов, или объединённое требование от трибутов-победителей и участников.

Комментарии