Джек Этьен — один из самых успешных киберспортивных функционеров. Только в 2018 году его команды могут похвастаться победами на мэйджоре по CS:GO и в первом сезоне Overwatch League. Мы пообщались с владельцем London Spitfire до и после финала Overwatch League о том, как он выстраивал бренд и подбирал команду, почему специалисты и игроки из Южной Кореи особенные и что заставило его уйти из компании Crunchyroll и полностью посвятить себя киберспорту.
О пути до финала Overwatch League
Я невероятно счастлив, что мы прошли в финал. London Spitfire появилась тогда, когда нам была необходима такая команда. В ключевой момент игроки разобрались, как преодолеть трудности, и стали сильными. Вообще в начале пути я рассчитывал, что дорога к финалу окажется легкой. Я ожидал, что мы будем конкурентоспособными на каждой стадии группового этапа лиги, что мы всегда будем держаться в топ-3, что мы запросто дойдем до финала. Но я и представить не мог, насколько трудным может быть путь. Именно поэтому я ценю наше участие в финале больше, чем если бы все было просто. Сложности, через которые мы прошли, делают этот момент особенным.
О работе с корейскими игроками и специалистами
Я работаю с корейскими специалистами уже многие годы. Наш переводчик и менеджер Robin (Ли Сынгхван) занимается в основном ребятами из London Spitfire. Пару лет назад он работал с составом по League of Legends. Главный тренер команды по LoL тоже из Южной Кореи (Бок Reapered Хан-гю). Когда я его нанял, он толком не говорил по-английски. Спустя два года он свободно общается.
Я хорошо знаком с некоторыми корейцами, работать с ними — сплошное удовольствие. Конечно, у них есть и слабые, и сильные стороны, как и у всех. Когда ты работаешь с командой, состоящей из одних корейцев, одна из самых замечательных вещей — многогранность их таланта. Они действительно особенные.
Языковой барьер — то, с чем порой не так просто бороться. Когда я работал с командой, где люди разговаривали на разных языках, очень сложно было заставить игроков мыслить и действовать в едином направлении. Порой это просто не возможно. Я рад, что у нас есть такая команда, как London Spitfire, и мы не забиваем голову подобными проблемами. В этом одно из наших преимуществ.
О создании бренда London Spitfire
Генеральный менеджер Сьюзи Ким и переводчик, а также по совместительству менеджер состава Ли Robin Сынгхван.
Когда мы обсуждали, какой город выбрать, я хотел взять Лондон. И когда все случилось, то мечтал подобрать название и логотип, которыми можно было бы гордиться, которые бы значили что-нибудь [для британских болельщиков]. Я потратил уйму времени на то, чтобы перебрать сотни различных названий и составить список самых интересных.
Мы провели глобальное исследование среди граждан Великобритании. И в итоге названия, которые нравились мне и моей команде, совпали с результатами. В топ-2 были Spitfire и Spitfires. Затем мы пытались понять, какое из них больше подходит: в единственном или множественном числе. Когда же мы определились, стало ясно London Spitfire — название, олицетворяющее регион.
Уже после этого разработка логотипа протекала быстрее. Нам было из чего выбирать. Дизайнеры из Blizzard показали концепт базового варианта, и я сразу влюбился в него. То, как самолет смотрится внутри щита, напомнило мне об эмблемах футбольных лиг. Посмотрев логотипы других команд, я понял: мы уникальны. Очевидно, что я предвзят, но у нас лучшая эмблема среди всех команд.
Про разницу между клубом и сборной
Мне кажется, некоторые люди упускают одну деталь, когда говорят: [London Spitfire] — национальная сборная. Но [Overwatch League] — не чемпионат мира. Сам по себе мундиаль — великолепный турнир. У каждой нации есть своя команда, которая представляет ее на турнире. Но в Overwatch League ты строишь команду из игроков со всего мира. Они необязательно будут из выбранного тобой региона, но они будут представлять его. Это новая концепция, которая идет из профессионального спорта.
Ни один серьезный клуб не будет набирать состав из игроков, представляющих только определенную страну. Если бы London Spitfire собирала команду из игроков, живущих только в Лондоне, мы бы здорово ограничили себя в возможностях и выглядели бы жалкими. Overwatch League строится на других принципах. Мы ищем таланты по всему миру, чтобы создать лучшую команду в мире.
О свадьбе королевской семьи и мемах
Не помню, кто уже это придумал. Уморительно же вышло, не так ли? Серьезно, не помню, кому пришла в голову это идея. Я обожаю игроков. Я рад, что они есть у меня. Ребятам тоже нравится участвовать в чем-то таком. Мне кажется, далеко не каждый из киберспортсменов хотел бы удостоиться такой чести. Впрочем, какая разница, было смешно.
Почему я сам участвую в создании мемов? Потому что это ржачно. У меня больное чувство юмора. Мне нравится придумывать шутки, даже если они про меня. Они способны меня рассмешить. И моим игрокам нравится мое чувство юмора. Моя первая команда в LCS занималась высмеиванием себя. Мы постоянно подкалывали друг друга, фанатам и сообществу нравилось, что мы делаем, и это никогда не надоедало.
О домашних аренах
Интересно построить место, которое будет только твоим. Для большинства команд Overwatch League, да и киберспортивных клубов, это нечто уникальное и необычное. Я никогда не мог ассоциировать Cloud9 с каким-либо городом. Со Spitfire все по-другому. Фанаты в регионах могут радоваться своим локальным командам. Но в то же время это не заставляет болельщиков по всему миру отворачиваться от тебя. Я поначалу переживал на этот счет. Думал, что если мы будем ассоциироваться с одним городом и фанаты не последуют за нами? Но так вышло, что у нас хватает болельщиков по всему миру, но в Лондоне их куда больше. Будет здорово, когда ребята переедут жить туда, чтобы чаще проводить время с фанатами.
Об уходе с поста вице-президента по продажам Crunchyroll и киберспорте
Игры… Если бы я должен выбрать, чем бы я хотел заниматься каждый день, что-то одно, я бы выбрал игры. Занятие продажами позволяло мне купить компьютер, провести интернет, сидеть дома и играть в World of Warcraft или любую другую игру. Карьера для меня всегда была на втором месте. Я всегда был сосредоточен на увлечении видеоиграми. Но в конечном итоге меня это привело к тому, что я начал работать в смежной области. Я пришел из корпоративной структуры в Curse, которая как раз была связана с играми. И мне это понравилось. Я следовал зову сердца. Но даже работая в Curse, я каждый день думал о том, как приду домой и отправлюсь с друзьями в рейд. Только этим и хотелось заниматься.
В то же время я не отказывался от соревновательных игр, даже когда у меня не было команды. Потому что именно страсть к игре меня привела к появлению первого состава. Так что приходилось выбирать между стремлением к тому, что нравится, и работой в Crunchyroll. На самом деле, это отличная компания. Но это была просто работа, где я оказался очень хорош, занимаясь продажами. И это было не совсем то, во что я был влюблен. Мне очень повезло, что я нашел себе занятие, на которое мне не плевать и которое вдохновляет меня заниматься тем, что нравится.
О том, как убеждал инвесторов тратить деньги на киберспорт
Вначале было очень непросто. У меня никогда не было проблем с компаниями, которые признают ценность аудитории. У меня никогда не было проблем с их вовлечением. Ажиотаж закончился бы на моменте, если бы я начал говорить: «Да, да, да, у него даже нет денег на то, чтобы начать участвовать в проекте».
[От многих я только и слышал], что у меня нет бюджета на киберспорт. Только на спорт, спонсорскую деятельность, медиа (покупку контента и интеграций в него). У многих компаний просто нет отдельных бюджетов для спонсирования киберспортивных команд. Так что я должен был выбивать те суммы, которые уже были у компаний, и найти способ соответствовать их экономической модели.
Именно так я и начал продавать TSM, когда Cloud9 еще и в мыслях не было. TSM принадлежали множество сайтов. Так что свободных рекламных мест хватало. Я продавал не просто партнерский пакет, я продавал потенциал, который находился за всем этим. Я говорил: «Вы покупаете спонсорский пакет и получаете логотип на форму, совместные акции, постоянные упоминания в социальных сетях». Но суть была в том, что если они и могли получить выручку, то исключительно с рекламы на сайте. И это было только начало.
Я ходил по компаниям и рассказывал, сколько может принести сотрудничество с нами. Всё, что я делал: натренировывал компании готовить деньги. Каждый раз, когда я выставлял им счет, я понимал, насколько это выгодно.
В какой-то момент мне больше не пришлось этим заниматься. Они привыкли покупать спонсорские пакеты команды. Но это был длительный и непростой процесс — приучить моих спонсоров закладывать бюджеты на киберспорт. Особенно, если у них ничего такого не было раньше. Как только у них появлялись деньги, они платили за интеграцию, они видели результат и уже не останавливались.
Сейчас происходит нечто особенное — компании подписывают миллионные бюджеты для киберспортивных клубов. В бизнесе случился переломный момент. Теперь у нас есть миллионы.
О том, чему научился у игроков
Каждый сезон вне зависимости от дисциплины учит тебя чему-то новому. Самый большой урок — опыт работы с командой. Я привлек 12 игроков, каждый из которых должен быть в основном составе. У меня было определенное видение, когда вы тренируетесь друг с другом, объединяете личностей в команде, меняете игроков по необходимости. И этой мечте было не суждено сбыться. Я не наступлю на эти грабли во второй раз.
О победе в Overwatch League
Трофей невероятно огромный. Мы даже не думали, куда его поставить. И тяжелый к тому же. Это был удивительный год для Cloud9 и London Spitfire. Не буду говорить, что это какая-то моя заслуга. Все сделали эти парни. Мне также довелось поработать с невероятными людьми [указывает на генерального менеджера Сьюзи Ким и Ли Robin Сынгхвана]. Я благодарен, что мне выпал шанс поработать со столь молодыми ребятами, они потрясающие.