Если 8 лет назад в СНГ шла битва за звание главного комментатора по StarCraft 2, то теперь такие вопросы практически не возникают. Он один. И его знают все. По крайней мере, в сообществе SC2. 21 июня в игру добавили голосовой набор Алексея Alex007 Трушлякова. Это первый русскоязычный кастер, который вообще участвует в таком проекте. Мы поговорили с Алексеем о том, как проходила работа с Blizzard, какие совместные проекты они сейчас организовывают, почему смотреть на цифры из Китая нужно осторожно, есть ли у стратегии будущее и что может дать киберспортивному комментатору конкурс «Евровидение». И это лишь малая часть того, о чем удалось пообщаться.
«У меня как бы между делом спросили: „А ты там еще „войс пак“ не хочешь записать?“»
— Кто и когда предложил вам озвучить реплики для игроков StarCraft 2?
— Это произошло между делом: мы с Blizzard обсуждали планы киберспортивного характера, связанные с нашими турнирами, Amateur Series и Ultimate Series, которые мы проводим в StarLadder совместно с ними. У меня как бы между делом спросили: «А ты там еще „войс пак“ не хочешь записать?“» Это было в конце прошлого года, где-то в ноябре. С тех пор довольно медленно, но движение в нужном направление шло. Составляли сценарий, я получал фидбек, что-то мы где-то меняли, потом записывали, потом Blizzard на своей стороне обрабатывали. В общем, более полугода прошло.
— Как проходил процесс? Вы сами составляли фразы для набора или уже работали с тем, что за вас приготовили?
— Нет, для меня не было никакого специально заготовленного сценария. У меня были примеры других работ. То есть я мог и в игре, конечно, послушать, но мог и увидеть непосредственно, как выглядит сценарий шаблонных «анонсеров» из вселенной Blizzard, которые используются в игре по умолчанию. Исходя из этого, я уже писал свои фразы.
Тем не менее, надо понимать, что сценарий сам по себе загоняет в узкие рамки. Я не могу придумать какое-то свое событие, под которое будет написана эта реплика. Есть готовый набор событий, есть желаемое количество вариантов озвучки для каждого из событий. Исходя из этого, и пляшешь.
Поэтому, с одной стороны, можно сказать, что все составлял я, но с другой стороны, это творчество в узких рамках. Нельзя как-то сильно плясать вокруг игрового события а-ля «не хватает минералов» или «ты упираешься в лимит». Это просто конкретные события, где можно максимум поиграться отдельными словами или формулировками.
Изначально все делал я, потом были корректировки со стороны Blizzard. По итогу не было ни одной корректировки, которая бы меня смутила или с которой я не был бы согласен. Наоборот, там все было по делу. Так и получился итоговый вариант сценария.
— Записывались дома или пришлось ехать в студию?
— Да, записывалось в студии, не в домашних условиях. Но, честно говоря, полагаю, что об этом я ничего не могу говорить. Я там столько NDA подписал, в том числе касающихся студийной работы…
Само собой, дома это записывать невозможно, даже если бы я гарантировал качество звука. Все равно есть очень много нюансов, прежде всего из-за формата звукозаписи, которое требует студийного оборудования.
— Насколько серьезно в Blizzard подходят к озвучке комментатора? Они жестко модерируют и следят за всем процессом?
— Я не тот человек, которого нужно сильно модерировать. Я скорее сам себя сильно модерировал. Например, в сленговых выражениях. Пытался позаботиться о правильном подходе к новичку, чтобы тот не сошел с ума от обилия внутренних мемов, сленговых выражений и т.д. Мне кажется, свободы было много.
Единственное, что еще, возможно, стоило бы контролировать, так это осведомленность студийных работников непосредственно о том, что касается самой игры. Хотя такие процессы контролировать довольно сложно, потому что у студии звукозаписи, условно, 500 разных озвучек в месяц — и все по каким-то разным проектам. И если говорить об игровой тематике, там наверняка по 30-40 разных игр. Поэтому им, конечно, просто невозможно быть экспертами во всем.
Видео можно посмотреть на канале Alex007SC2
— Сейчас в игре хватает комментаторов. Есть любимый?
— Честно говоря, я не особо использовал озвучки реальных людей. Потому что я играю исключительно в английскую версию игры. И с одной стороны, хочется понимать, что в игре происходит — то есть, условного корейца я себе не поставлю. С другой стороны, если у меня на фоне начинается вот такой монотонный английский шум, [мне неудобно].
Вот взять озвучку терранов, там кругом реальные человеческие голоса, практически без обработки. И когда ты получаешь поток информации от юнитов со стандартным английским языком, а также поток игрового комментатора, то все это создает информационный шум, в котором тяжело ориентироваться. Поэтому я изначально даже не думал использовать озвучку других людей.
Я использую озвучку персонажей из вселенных Blizzard. Мне быстро пришелся по душе Абатур. У меня к нему нет никаких симпатий в плане «лора» — я вообще очень равнодушен к лору, как бы это было ни странно.Но у Абатура очень четкая подача информации и очень специфический тембр, с которым невозможно ни с чем спутать. Его фразы очень хорошо выделяются на фоне остальных.
Я пробовал играть со своим комментатором.И если играть в английскую версию с русской озвучкой, то лично мне очень хорошо заходит. Информационный фон не превращается в шум. Как будут использовать комментатора люди, у которых русская версия игры, я не знаю. Может, не все столь придирчивы, как я.
В целом, не секрет, что в StarCraft популярны как раз голоса игровых персонажей. Насколько я помню, это D.Va, Абатур, Аларак и прочие. И где-то позади по популярности «анонсеры» реальных людей.Меня должна ожидать точно такая же судьба.
— Я прекрасно понимаю, что финансовая информация не разглашается. Но. У вас есть процент?
— Опять мы зашли на территорию NDA. Я отвечу уклончиво. Очевидно, как должны работать подобные проекты, где вовлекается третья сторона в такую компанию, как Blizzard. Скажем так, это не приглашение на TheInternational. Миллионером я не стану. Даже рублевым. Это и близко не было моей мотивацией.
— Почему в других играх, кроме StarCraft 2 (с недавних пор еще и в League of Legends), так не работают с яркими представителями сообщества?
— По поводу кейса с League of Legends— там немного другая ситуация, потому что озвучку для Riot делали сотрудники Riot. В Dota 2, например, берут только отдельные реплики комментаторов. Кейс, когда комментатор из сообщества (а в нашем случае это еще и русскоязычный комментатор), делает озвучку к киберспортивной игре, на мой взгляд, пока вообще уникален. Такого нет больше нигде.
Почему нет нигде? Это безумно трудоемкий процесс. Надо представить себе фронт работ, трудозатраты, которые идут на этот проект, и потом профит, который ты получаешь. Представим, что мою озвучку продадут в объеме 5 тыс. копий. Я, конечно, в такое не верю, но пусть. Это принесет компании $ 35-40 тыс. Для компании уровня Blizzard это ничто. А мы еще не учитываем расходы, трудозатраты, временные затраты, количество задействованных сотрудников.
Каждая крупная компания, когда берется за какой-то проект, прикидывает, что он ей принесет с точки зрения бизнеса. Да, может быть, будут репутационные плюсы. Но если это идет в минус по деньгам и непонятно, что это даст в плане репутации, возможно, этим никто не будет заниматься. Если Blizzard получат хороший фидбек от русскоязычного сообщества из-за одного факта появления человека из комьюнити в игре, возможно, это будет хорошим кейсом и для них, и для других компаний.
Пока такого не произойдет, даже вопрос «почему этим не занимаются» не совсем корректен. Тут надо с другой стороны заходить: а почему этим нужно заниматься? Что это даст? Пока ответов на эти вопросы нет, вряд ли мы увидим другую ситуацию.
— Зачем тогда это Blizzard?
— Просто StarCraft — игра, которая имеет конечный круг потребителей. Если говорить прямо, то при поддержке StarCraft Blizzard сейчас ориентируется не на то, чтобы привлечь новые миллионы игроков, а на то, чтобы повысить удовлетворенность продуктом текущей аудитории и, может быть, вернуть тех, кого игра волновала ранее. Это нацеленность на определенный узкий круг людей, у которой есть также узкий круг лидеров мнений и которым интересен узкий круг продуктов.
Можно потратить бешеные деньги, выпустить новую кампанию, ее пройдут за две недели и забудут. Это повысит удовлетворенность продуктом большого количества людей на пару недель, но потом на дистанции это ничего не даст. А можно работать с уже имеющейся аудиторией и делать так, чтобы она была все более и более лояльной. Мне кажется, такой дополнительный контент с лидерами мнений, людьми из сообщества — очень хорошая идея для имеющейся фан-базы. Но это все мои догадки.
«Проблема киберспорта в том, что многие хотят работать, но не все понимают, что хотят делать»
— В описании вашего набора комментатора говорится, что вы были и журналистом, и комментатором, и менеджером, и организатором турниров. Чем нравится заниматься больше всего?
— Я действительно и швец, и жнец, и на дуде игрец. И даже на клавиатуре немножко игрец в мире StarCraft. Если бы мне не нравилось играть, то я бы, может быть, давно и бросил, как это сделали многие другие. Сам игровой процесс мне приносит удовольствие — и это очень мотивирует заниматься всем остальным.
Я не могу тут выбирать между сыном и дочкой в плане того, кто лучше, то есть чем интереснее заниматься. Все, что касается StarCraft, я делаю от всего сердца, с душой. Какие-то вещи муторные и однообразные — например, меня очень задалбывает делать графику для своих работ. Но это классическая проблема: у тебя часто уйдет меньше времени на то, чтобы сделать самому, чем объяснить задачу стороннему человеку. Поэтому многое приходится делать самостоятельно — я даже привык к тому, что те же турниры в StarCraft я организовываю сам, «под ключ».
Чтобы провести такой турнир, как Amateur Series на 1400 человек, в компании StarLadder мне нужна помощь менеджмента, который помогает с подписанием контрактов.Плюс мы немного поработали с дизайнерами — они сделали полный пакет графики. И, наверное, все — дальше все на мне и судьях.
— Если вас спросят, по какому направлению начать карьеру в киберспорте, что посоветуете?
— Я бы посоветовал подумать над тем, что у тебя может хорошо получиться, чем ты можешь заниматься. Проблема киберспорта в том, что многие хотят работать, но не все понимают, что они там хотят делать. Если ты хочешь работать журналистом, ты должен писать тексты, предлагать себя каким-то изданиям. Если ты хочешь работать комментатором, то тебе нужно себе взять нормальный микрофон, что-то записать, что-то попробовать и попытаться найти свою аудиторию. Если хочешь попробовать себя менеджером-функционером, тебе надо попробовать организовывать турниры. Местные, онлайн, пусть даже что-то для ребят из золотых лиг. Что-то, что можно показать, когда пойдешь в StarLadder или в другую компанию. Можно просто ходить по Headhunter, писать в крупные компании и начинать с волонтерских позиций. Алгоритм действий всегда зависит от того, что ты хочешь.
— Если почитать новости из-за рубежа, то киберспорт захлебывается в миллионах. В СНГ-то деньги есть? Здесь можно зарабатывать на жизнь или все как всегда?
— Я пока не записывался в бизнес-аналитики киберспорта. Но, если в общем и целом: в киберспорте сейчас слишком много придуманных цифр. Пузырь раздувается, и об этом много говорят. Примеры разные: можно говорить о стоимости слота в Overwatch League, который непонятно, когда окупится для владельцев команд — хоть их покупают и очень умные люди в плане бизнеса.
Можно вспоминать другие истории: я вот люблю приводить в пример китайские цифры. Я схожу с ума, когда вижу числа, которые они рисуют. Я сам был в Китае пару раз как раз по киберспортивным проектам.И когда я вижу, как какую-то трансляцию одной очень известной и популярной киберспортивной игры в Китае посмотрел по статистике примерно каждый десятый житель страны, я просто начинаю гореть.
Это абсолютный шизофренический бред, в который может поверить человек, ничего не понимающий в мире киберспорта. А вот некоторые люди из индустрии, в том числе высокопоставленные сотрудники компаний, этими циферками гордятся и всем с радостью показывают.
Тут просто надо один раз побывать в Китае и, желательно, не в каком-нибудь Шанхае. И там походить по улице и найти не одного человека из десяти, а хотя бы одного из двух тысяч, который хоть что-то знает о том, что такое киберспорт и что такое компьютерные игры, а не игры на мобильных телефонах. Это будет большой успех!
ВСТАВКА: Проблема киберспорта в том, что от него ждут слишком много. Люди, которые приходят зарабатывать деньги, нередко оказываются разочарованными реальными масштабами рынка.В СНГ такие кейсы тоже были. Мне в этом плане нравится, что все, что касается StarCraft, очень приземленно: все трезво осознают свою аудиторию и положение в киберспорте.
Да, заработать можно. Но так в любой сфере: если ты понимаешь, зачем ты идешь туда, какой у тебя план, чем ты будешь зарабатывать. В киберспорте нужно понимать специфику рынка и очень сильно сдерживать себя в плане ожиданий. И поменьше смотреть на числа, которые рисуются вокруг кем ни попадя!
— Почему у самого крутого и яркого представителя StarCraft-сообщества всего 3 тысячи подписчиков в Twitter и 85 тысяч на YouTube?
— Спасибо за комплимент, во-первых. Во-вторых, я не думаю, что то поколение людей, которое активно интересуется StarCraft и находится на YouTube, вообще когда-либо интересовалось твиттером. Эти люди порой несколько старше меня. В целом средний возраст человека, который смотрит мои видео на YouTube, это, вопреки ожиданиям, не 18 и не 22, и даже не 25. Где-то ближе к 30 годам. Это в основном люди, которые интересовались еще первым StarCraft, а затем получили вторую игровую молодость за счет StarCraft 2 и, может быть, моих видео.
Так что моя аудитория, которая есть на YouTube, не сидит в твиттере. В твиттере мои подписчики — люди моего или младшего поколения, которые активно интересуются StarCraft 2 и которых объективно немного.
Что касается YouTube, то, на мой взгляд, слово всего перед 85 тыс. не очень корректно в данном случае. Потому что фактически мой канал — один из крупнейших русскоязычных каналов, который посвящен жанру RTS в целом. Понятно, что сам жанр находится в таком себе положение, поэтому то, что я говорю — позиция первого парня на деревне. Но надо объективно осознавать масштабы этой деревни: я, конечно, делаю все для того, чтобы эту деревню расширить, но здесь есть очевидный потолок.
Если сравнивать с другими киберспортивными дисциплинами, то в русскоязычном сегменте не так-то уж много успешных каналов киберспортивного плана на YouTube. Если ты посмотришь, допустим, на официальный канал LoL Esports RU в России, там было бешеное финансирование — особенно пару лет назад во всем. Что касается СНГ-региона, то у канала, над которым прямо или опосредованно работали сто человек, почти в два раза меньше подписчиков.
Поэтому, чтобы понять, действительно ли это хороший результат для канала по киберспорту, надо выбрать правильное мерило. Если брать СНГ-киберспорт, русскоязычный сегмент, то я думаю, что это очень неплохой результат. Канал и дальше будет расти, нет пока никаких других предпосылок, что он замедлится. Надеюсь, осенью будет 100 тысяч!
— Вас устраивает, как Blizzard продвигает StarCraft и развивает игру?
— На мой взгляд, объем именно киберспортивной поддержки StarCraft со стороны Blizzard очень сильно недооценивается. Огромное количество разных турниров, где-то мелких, где-то покрупне, делаются на деньги Blizzard: где-то в плане продакшна, где-то в плане призового фонда.
Я не могу делиться бешеными инсайдами, но, если вы зайдете в Liquipedia в раздел Major и Premier Tournaments, то там по пальцам одной руки можно перечислить турниры, которые непосредственно не поддерживались бы Blizzard. Именно благодаря Blizzard количество турниров, которые проводятся по StarCraft в 2017 и 2018, существенно больше, чем в годы, которые принято считать более успешными. Турниров действительно больше, особенно в СНГ-регионе, так что поддержка киберспорта очень серьезная.
Что касается некиберспортивной части, то тут немного туговато. Есть целый пласт фанатов, которым интересен только история вселенной, кампания, комиксы. Я в этом вообще ничего не понимаю. Но я понимаю, что его мало. Особенно если учитывать, что он во многом разовый. Так, среди казуальных фанов StarCraft часто звучит вопрос: «Когда уже выйдет новый командир совместного режима?» Предыдущий вышел вроде бы давно, новый до сих пор не анонсирован, и что этим людям делать в перерыве — непонятно. Остается смотреть видео всяких туповатых контент-мейкеров вроде меня, которые в лоре ничего не понимают. Потому и туповатые.
Видео можно посмотреть на канале Alex007SC2
— Я знаю, за столько лет, пожалуй, уже надоел с этим вопросом. Но. Как сейчас ощущает себя StarCraft 2?
— Я не освежал в памяти статистику, но, когда я в предыдущий раз отвечал тебе на этот вопрос, количество игр, проведенных на европейском и американском серверах, впервые дошло до показателей релиза LegacyoftheVoid. Что было дальше, я не смотрел, но, думаю, ситуация примерно та же.
По СНГ-региону у меня ответ простой. Недавно прошла Amateur Series. Там зарегистрировались 1400 человек. Для русскоязычного сообщества это абсолютный рекорд. Такого количества участников на наших турнирах никогда не было. Полагаю, это один из рекордных показателей вне Кореи в целом в истории Старкрафта.
Если посравнивать с другими дисциплинами, на СНГ-квалификацию TheInternational в первый раз зарегистрировались 653 команды, а во второй — 623 команды. Но что такое 600 команд? Это более 3 тыс. человек — лишь в 2-2,5 раза больше, чем на Amateur Series. А ведь это события совершенно разного масштаба, с разным пиаром и медийной значимостью.
— Есть объяснение, почему молодые ребята, кто начинал играть в StarCraft лет в 10-12, как Клеман Clem Деспланш или Рикардо Reynor Ромити, теперь приезжают на турниры и пробуют двигать старичков? Просто это удивительно на фоне всех аналитических рассказов о поколениях.
— Да, Clem и Reynor безумно талантливые и, кстати, очень приятные в личном общении ребята. Почему они приходят? Мне непонятно какое-то обобщенное суждение по всему поколению. Все люди разные. StarCraft — очень специфическая игра в психологическом плане.Играть в режиме 1х1 — это не то же самое, что играть в любые командные дисциплины. Вообще этот вопрос из той же плоскости, а почему люди приходят играть в шахматы, в теннис, если можно пойти в футбольчик погонять? Потому что их складу ума и природным способностям больше соответствуют именно эти виды спорта или киберспорта.
Ребята просто пробуют, играют, им становится интересно — и вот они в StarCraft. Еще и оказывается, что они безумно талантливы и в 15 лет могут укатывать половину мира, не особо напрягаясь. Другой вопрос, как они познакомились с игрой, как к нему пришли. Тут родители, наверное, роль сыграли.
— По-моему, их обоих подсадили на игру отцы.
— Папа Reynor явно старкрафтер, стопудово— он подписан на мой твиттер. Я не знаю, что он там читает на русском языке, но тем не менее. На самом деле, мы встречались с ними на WESG, Raynor и Clem туда приезжали с родителями. Приятные люди в общении.
Возможно, тут действительно фактор семьи. Решили познакомить с игрой детства — и вот, ребятам зашло. Не думаю, что тут нужно искать далеко идущие причины и серьезно анализировать.
«StarCraft — не моя работа или хобби. В последние несколько лет это дело моей жизни»
— У вас вечно по сто проектов на месяц. Над чем сейчас работаете?
— Давай перечислять. Наш приоритет номер один — проект, который делает StarLadder вместе с Blizzard. У нас идет первый сезон 2018 года по Amateur и Ultimate Series. Amateur Series уже завершилась, сейчас идет Ultimate Series — турнир для сильнейших игроков СНГ-региона. Матч проходят каждые выходные — как раз через три часа после того, как мы закончим общаться, уже будет прямой эфир Ultimate Series.
Могу сказать, что у нас будет и второй сезон на 2018 год, но пока без подробностей. Это и так очевидно, потому что мы везде говорим «первый сезон». Над вторым сезоном уже началась работа, и это будет куда более широкой проект, чем то, что мы делали ранее.
Что касается других проектов в StarLadder, то я, например, задействован в WESG. В предыдущем сезоне у нас было безумно много работы, но сезон подошел к концу, и наша StarCraft-команда сейчас не занята в рабочем процессе, хотя есть мелкая работа по подготовке следующего сезона вроде разработки формата квалификаций. Но в любой момент весь наш мини-отдел StarCraft2 должен будет включиться для проведения одного из самых масштабных турниров в мире, отбросив другие текущие задачи.
Из личных проектов: есть индивидуальные турниры, командная лига, матчи которой проходят каждую пятницу. Я постоянно делаю ролики для YouTube-канала. Приходится черпать вдохновение, идеи для новых видео откуда-то из воздуха. Вроде бы пока получается. Есть еще и одноразовые турниры вроде недавнего чемпионата анонимных игроков, когда играют всем известные ребята, но под непонятными никнеймами, и нужно угадывать, кто именно выступает. А реальные личности участников раскрываются только после вылета.
Очень много работы проходит за кадром. Например, так проходила работа над комментатором для игры. Но, как правило, работа за кадром — то, о чем я не могу рассказывать.
— Можете объяснить, зачем это вам?
— StarCraft — не моя работа или хобби. В последние несколько лет (придется включить пафос) это дело моей жизни. Во-первых, я действительно ловлю кайф от всего этого. Во-вторых, у меня получается большая часть из того, что я задумываю. И в-третьих… Я из тех людей, которые получают мотивацию именно от положительных отзывов.
У меня есть истории из детства, когда я занимался парой видов спорта. И там были классические тренеры, которые орут на детей, если у них не получается. Принято считать, что стандартный психотип ребенка заключается в том, что негативные эмоции тебя заряжают и мотивируют, а похвала может расслабить. Возможно, это и так, но у меня совершенно иной психотип, меня это раздражало. А вот сейчас моя работа массово собирает положительные отзывы. Конечно, всегда есть моменты, когда меня критикуют, есть люди, которые любят палки в колеса вставлять, но хороший фидбек от сообщества очень сильно мотивирует.
Пока что я могу позволить себе такие рабочие нагрузки, с точки зрения здоровья, того, как я себя чувствую.И это логично, потому что в моем возрасте люди находятся на пике физических кондиций и когнитивных способностей мозга. У меня получается, я вижу рост, вижу профит и материальный, и психологический, получаю кайф от того, что я делаю. Почему бы и нет? Рано или поздно, может, у меня будет истощаться мотивация. Может, я перестану находить для себя новые вызовы в StarCraft. Кто знает?
Пока что я живу и работаю в безумном темпе. График не то чтобы расписан по часам, его тупо нет времени расписывать. Всегда нужно делать что-то конкретное…
О «Евровидении»
Фото: BTTV
— Вы не первый год устраиваете пиратские стримы «Евровидения». Зачем? Откуда любовь такая к конкурсу песен? Занимались вокалом?
— Ха-ха. В целом, я очень плохо отношусь к пиратскому контенту — даже весь софт на ПК у меня лицензионный. В StarCraft-сообществе я известен как антипиратский борец, и я понимаю, что нашей СНГ-сцене SC2 явление пиратства сильно вредит. Но «Евровидению» с аудиторией в 500 млн, стрим с тысячью человек никакой вред не наносит, особенно когда по российскому ТВ конкурс не показывают или показывают с задержкой, так что одно не мешает другому.
Если говорить о моей мотивации — я занимаюсь тем, что мне интересно. «Евровидение» мне интересно с 2007 года, тогда я посмотрел конкурс первый раз, и меня зацепило. С возрастом я, наверное, становлюсь меньшим любителем поп-музыки, чем раньше, в аудиозаписях уже массово обитают Skillet и группы потяжелее, но пока я все-таки люблю и поп-музыку, особенно ту, что на «Евровидении».
Вторая причина — «Евровидение» и его результаты складываются из миллиона факторов. Может, на большом ТВ привыкли считать, что ко-ко-ко, это все политика, все предрешено заранее — эти мысли очень любят навязывать, да и вообще информационное пространство крайне политизировано в наших странах. Но те, кто хорошо знаком с этим конкурсом, понимают, что все это фигня. И политика тоже одна из составляющих, но она находится на каком-нибудь 29 месте. А еще есть 28 значимых и 500 менее.
И все это интересно разбирать, анализировать, обсуждать. Я все-таки прикладной математик по образованию, аналитик по призванию. Мне интересно, как проходит голосование, какие песни побеждают, почему, какие тенденции в современном мире развлечений. Это полезно и для моего медийного развития.
Кроме того, для меня как комментатора это совершенно другой жанр. Вот пару лет назад была забавная дискуссия, в которой принимали участие Антон Черепенников, Виталий Волочай, Роман Лепехин и другие известные личности в нашем киберспорте. Тогда обсуждали уровень киберспортивных комментаторов, и, помнится, v1lat пропагандировал довольно прохладное, на мой вкус, мнение, что мы, русскоязычные киберспортивные комментаторы, ничем не отличаемся и не уступаем телевизионным комментаторам, с чем я не согласен. Там, впрочем, была и другая мысль, которая мне понравилась: мы в киберспорте работаем совершенно в другом жанре. Если и сравнивать со спортивными комментаторами, то нас нельзя сравнивать с комментаторами футбола. Скорее, с людьми, которые освещают условный Тур де Франс, находясь в эфире по 10 часов подряд.
Мы работаем в своем жанре, находимся в своей узкой комментаторской коробке. И для своего развития из нее полезно вылезать. Полезно менять свой жанр, сферу деятельности, чтобы научиться чему-то новому. Комментирование «Евровидения» настолько не похоже на комментирование StarCraft, насколько это возможно. Тебе нужно буквально за 30 секунд успеть рассказать что-то такое, что выделит именно этого исполнителя из 26 других. И сделать это для человека, который ни черта не понимает в «Евровидении», который первый раз будет слышать все эти песни, впервые видит этих людей и вообще плевать он хотел на эту попсу.
Это интересный жанр, и он поначалу давался мне очень тяжело. Но я чувствую свой рост и в этом направлении, и я вижу, как это помогает мне развиваться как комментатору, пусть и комментатору совсем иного жанра, куда более близкого к телевизионному, чем к традиционному киберспортивному.
[По поводу занятий вокалом] На самом деле песни на моих стримах — мем. Голос у меня отвратительный в плане исполнения. Я сочинял фановые песенки и пел на стримах, и моя аудитория считает, что исполнение песен — в том числе авторских — самое худшее, что только может произойти на стриме. Так что петь — да не дай бог! Тем не менее, в детстве я занимался музыкой: бабушка учила меня играть на фортепиано в течение семи лет, и какой-никакой слух у меня определенно должен быть.
— Можете объяснить, чем Netta с ее песней Toy уделала всех?
— Есть много факторов. Главный из них — ее песня и клип получили максимальную известность за пределами стандартной аудитории «Евровидения» еще до начала конкурса. Сейчас клип Netta, который сделали для пиара, самый просматриваемый в истории «Евровидения» в целом. Netta за счет эпатажности медиапродукта, прежде всего, этого трехминутного клипа, создала вокруг себя большой хайп. И она привлекла к «Евровидению» ту часть людей, которые обычно не принадлежат к стандартной аудитории конкурса.
Среди многих инсайдеров существовало мнение, что Netta не победит, потому что у нее был более слабый конкурсный номер, чем у других участников, букмекеры также смещались в сторону Кипра, а именно Кипр многие видели победителем. Но Нетта победила за счет хорошей медийной раскрутки, за счет большой аудитории, которая при других обстоятельствах не голосовала бы. У жюри вот Netta не побеждала, и не должна была.
— Топ-3 песен, которых застали на «Евровидении»?
— Мне понравилась Molitva Marija Šerifović в 2007 году. На мой взгляд, это очень символичный победитель «Евровидения». Тогда боролась вот такая песня и нечто в исполнении Верки Сердючки. И, помнится, европейская пресса была настолько разозлена итогами конкурса, что после 2007 под ее активным давлением на конкурс вернулось профессиональное жюри, которое получило 50% голосов. Потому что все решили, будто Сербия победила из-за югославского соседского голосования.Но для меня это едва ли не самый яркий победитель на все времена.
Видео можно посмотреть на канале Eurovision Song Contest.
Дальше пойдут не победители. Наверняка никто не поверит, но я болел против Украины в 2016. Я, конечно, безумно кайфовал в 2017, когда «Евровидение» проходило в Киеве, ноDamiIm и ее SoundOfSilence — это невероятно красивая баллада. И мне очень хотелось, чтобы именно она победила в 2016-м, но соседей у Австралии маловато.
В 2017 году было очень яркое выступление Великобритании. Это тот случай, когда нет смысла смотреть клип или слушать трек. На худой конец, можно оценить запись ее выступления в финале. Это надо было видеть вживую в Киеве — совершенно невероятные эмоции! Средненькая песня NeverGiveUpOnYou от LucieJones, но очень красивое музыкально-театральное выступление.
— Меня всю жизнь интересовало вот что: если в мире так много ярких и интересных исполнителей, почему они ни после «Евровидения», ни после разных ТВ-программ не смещают гигантов музыкальной индустрии?
— Ну, я такой себе эксперт шоу-бизнеса! Но, как по мне, именно здесь все объясняется просто — это конкуренция. Вообще, в мире поп-музыки тенденции задает США. По крайней мере, так было лет 10-15 назад. Ну, победил ты на каком-то европейском шоу «Голос». Ну, есть у тебя одна популярная песня, которая будет крутиться по радио. Но что дальше? Чтобы остаться в топе, тебе нужно регулярно выпускать хиты.
— На стриме с Olsior Миша тебя спросил: не хотел бы ты устроиться в брачное агентство, на что ты ответил, что иногда подумываешь над этим. Было такое, когда возникало острое желание заняться чем угодно, но не киберспортом?
— Вообще диалог, как и почти всегда с Олси, был шуточным. Нет, такого точно не было. Были тугие времена, когда мотивация была на спаде, когда было не совсем понятно: есть ли у StarCraft и у меня в нем какое-то будущее. Это было где-то в 2015-2016 году. Тем не менее, было желание все-таки продолжить и попытаться зацепиться за шанс, прежде чем бросить идею проявить себя в киберспорте.
Я не исключаю, что если бы у StarCraft ничего не получалось, то я бы ушел в другую киберспортивную дисциплину. Я бы как минимум серьезно попытался запрыгнуть в тот же Overwatch. Я рассматривал такой вариант. Позаписывал тогда несколько видео, немного поиграл сам, но по итогу меня не зацепило. И тут как раз со StarCraft пошло куда веселее, так что на Overwatch я в итоге довольно быстро забил.
— Виталий Волочай говорил, что нужно разбираться в нескольких дисциплинах. На тот случай, если твоя внезапно скрючится, у тебя все равно был заработок. Готовы ли вы променять StarCraft на что-либо? Есть ли план в запасе?
— Сейчас я на StarCraft зарабатываю очень хорошие деньги, во многом за счет YouTube-канала и работы на StarLadder. Реалистичных вариантов, при которых я перейду в другую дисциплину, я не вижу. Если пройдет 2018 и мы расстанемся со StarLadder, если YouTube-канал перестанет приносить доход, если придется задуматься об альтернативных вариантах… У меня были предложения попробовать в других дисциплинах. Как и вполне серьезные, так и шутливые предложения из серии «Пойдем в LoL покатаем, вдруг понравится». Но сейчас, в принципе, реалистичных вариантов нет и, возможно, не будет, пока Blizzard не выпустят какой-нибудь WarCraft 4, который задвинет StarCraft 2 на задний план.
Если я перестану быть комментатором, то в целом могу увидеть себя в роли функционера. У меня есть большой опыт менеджмента, проведения турниров, на WESG я был главным судьей чемпионата мира по четырем разным дисциплинам. Впрочем, пока я хотел бы максимально этот потенциальный переход откладывать. Кроме того, с тем опытом менеджмента, который я получил в киберспорте, учитывая мое IT-образование, на каком-то этапе я могу попробовать уйти в IT-сферу. Это тот план B или план C, который у меня был всегда, но который я не очень хотел бы включать. Сейчас меня действительно все устраивает в мире StarCraft2.