23 апреля создатели PlayersUnknown's Battlegrounds анонсировали второй самостоятельный чемпионат. 20 команд, никаких приглашений. Каждый состав обязан проходить региональные отборочные. На кону большой призовой фонд и возможность победить сразу в двух категориях: в матчах от первого и от третьего лица. Разбираемся, зачем PUBG Corporation понадобилось погружаться в киберспорт.
Текущее положение: всё сложно
Официальный релиз PUBG состоялся в декабре 2017-го. Прошло пять месяцев, а игра по-прежнему страдает от багов и технических неполадок. На разработчиков регулярно сыпется поток бранных ругательств и жалобы на читеров. Те в ответ выпускают сундуки, патчи и делятся планами по будущим обновлениям. Претензий от этого меньше не становится. Страдает оптимизация. Потому что даже на самых мощных компьютерах приходится шаманить с настройками.
Сейчас создатели PUBG оказались в ситуации, когда хайп вокруг их продукта слегка поутих, но задача «заработать денег» никуда не делась. Параллельно с этим необходимо как-то решать технические проблемы. Народ-то бунтует. Кто-то вообще ушёл в Fortnite и больше не возвращался. А без аудитории не стоит ожидать пополнения банковских счетов и роста компании. Ведущий геймдизайнер Брендан Грин, возможно, впервые оказался в ситуации, когда от его решений зависит многое. Вряд ли он предполагал, как, однажды, выпустит игру, по которой будут сходить с ума миллионы геймеров.
Видео можно посмотреть на YouTube-канале PUBG SparkTV Moments.
Впрочем, несмотря на крики и недовольство в социальных сетях, PUBG любят. За соревновательный дух и реализацию идеи «королевской битвы». Об этом говорят и финансовые показатели. Только за 2017 год PUBG Corporation получила $ 714 млн. Пользователи приходят в PUBG за уникальными ощущениями. Игра подходит как для одиночек, так и для любителей штурмовать. Каждая сессия — новый опыт и впечатления. Если есть реиграбельность, значит, всегда найдется место для людей, которые хотят соревноваться с другими. И здесь на помощь приходит киберспорт — убыточный и беспощадный.
Смотреть тяжело, но можно
Вопрос, на который пока нет ответа: как показывать соревнования по PUBG широкой аудитории? Обычно в чемпионатах участвуют с десяток команд. Далеко не всегда интересно смотреть трансляцию в первые минуты. Какие-то мужики обшаривают брошенные дома в поисках припасов. Очень увлекательно. Для эфирной команды это испытание — удержать зрителя. У турнирного оператора, который должен обеспечить техническое оснащение всем участникам, забот еще больше. Мало просто анонсировать чемпионат с шестью нулями в призовых. Необходимо ещё создавать контент, выстраивать истории и правильно их подавать.
Как превратить PUBG в успешный киберспортивный проект — интересная задача для всех участников рынка. Пример Blizzard с её Overwatch доказывает, что при определенном подходе, можно стабильно получать 100-150 тыс. зрителей на стриме Overwatch League. У Грина не менее масштабные планы.
Сейчас мы создаём киберспортивную систему по всему миру – в США, Европе и Азии – и пытаемся сделать инструменты, необходимые для поддержки киберспортивных организаций и игроков. Через три года я хочу, чтобы в PUBG были киберспортивные события с огромными стадионами и продолжительными лигами. Вот о чём я мечтаю. Судя по тому, что происходит сейчас, это вполне реально.
Чтобы мечты воплотились в реальность, Грину необходимо разобрать целый багаж проблем. Есть мнение, что смотреть соревнования по PUBG менее интересно, чем играть. То же самое в своё время говорили и про Overwatch. Однако Blizzard быстро разобралась с этой задачей. Насколько успешно? Спросите у болельщиков. Они кайфуют.
Пример StarLadder доказывает, что можно провести очень крутой и качественный турнир, если захотеть и подумать. По статистике Esports Charts, нет ни одного чемпионата, который бы в пике смотрели 17,5 млн зрителей (в Китае особенно любят PUBG). При этом показатель времени просмотров в два раза обогнал первый чемпионат — 192 млн часов против 80 млн. Какими были затраты на турнир — другой вопрос. Киберспорт, в принципе, без сторонних вложений и инвестиций — сомнительная затея. Но если у спонсоров есть интерес, они потратятся. Если PUBG Corporation захочет наладить с партнёрами более тесные связи, то уж как-нибудь договорятся и о финансовой поддержке.
То, что сейчас соревнований не так уж и много, не беда. Развитием и разработкой игры занимаются люди, у которых не так много опыта. Естественно, им требуется время, чтобы все переосмыслить и понять, в каком направлении двигаться. Киберспорт — не самое прибыльное вложение, но он может всячески окупиться в долгосрочной перспективе в виде новой аудитории или удержании старой.
Свой подход
Всё, что сейчас пытается сделать Грин вместе с другими турнирными операторами, — выработать свой турнирный формат и подачу. К PUBG нельзя использовать тот же подход, что и при организации соревнований по CS:GO или League of Legends. К тому же там экспертов и так хватает. Турнирный PUBG, как и Overwatch League, — экспериментальная площадка. И, вероятно, придется похимичить не один месяц, чтоб вывести рабочую формулу.
The PUBG Global Invitational 2018, где и разыграют $ 2 млн в конце июля в Берлине, должен убедить окружающих, что у такой соревновательной игры есть будущее. И дело не только в региональных квалификациях по всему миру. Этим-то как раз никого не удивишь. Всё дело в подходе и подаче. Если у PUBG Corporation получится подать правильный пример, раскроет планы на будущее и возьмется за поддержку соревнований чуть серьёзней, чем никак, тогда Грина и компанию ждет интересное будущее.
Если же планы по выстраиванию киберспорта провалятся, от этого точно никому сладко не станет. Так что пусть у них всё получится.