Так спорт или нет? Как менялась позиция МОК относительно киберспорта
Георгий Ядвидчук
Комментарии
От сомнений в духе «есть ли здесь спорт» до возможных планов по включению дисциплин в программу летней Олимпиады.

В день открытия зимних Олимпийских игр Кристоф Леметр, взявший бронзу в беге на 200 метров на Играх в Рио-Де-Жанейро, высказался в поддержку киберспорта. «Я хочу увидеть киберспорт на Олимпиаде. Но примут ли его болельщики? Они в основном консервативны: «Видеоигры — это не спорт». Нужно время, чтобы отношение людей изменилось. Но почему бы и нет? Восприятие игр меняется. Ещё есть над чем поработать, но прогресс уже виден», — сказал французский спортсмен.

Международный олимпийский комитет уже давно заигрывает с киберспортом. В 2017 году организация сделала ряд заявлений: от отрицательных до оптимистичных. Рассказываем, как менялось отношение комитета к компьютерным соревнованиям.

Спорта нет, но мы готовы обсуждать

Первое заявление прозвучало на Генеральной ассамблее Панамериканской спортивной организации в апреле 2017 года. Тогда президент Международного олимпийского комитета Томас Бах усомнился в спортивной составляющей киберспорта.

«Мы не уверены, является ли киберспорт спортом с точки зрения физической активности и наличия необходимых условий, чтобы считаться спортом. Мы не нашли организации или структуры, которые предоставили бы нам уверенность или гарантировали бы, что в этой области соблюдаются олимпийские правила и спортивные ценности, а также осуществляется контроль за их соблюдением», — сказал Бах.

Томас Бах

Томас Бах

Уже в августе Тони Эстанге, член МОК и трёхкратный олимпийский чемпион в гребле на байдарках и каноэ, выступил за конструктивный диалог всех сторон. В первую очередь он предложил наладить общение со зрителями и представителями индустрии.

«Молодёжь заинтересована в киберспорте. Давайте взглянем на это. Давайте встретимся с ними и попробуем навести мосты. Я не хочу сразу говорить «нет». Думаю, интересно взаимодействовать с представителями киберспорта, чтобы лучше понять этот процесс и узнать, почему он имеет такой успех», — отметил Эстанге.

Насилию здесь не место

Томас Бах сразу отсёк сразу несколько соревновательных дисциплин, которые могли бы претендовать на появление на Олимпиаде. «Мы против дискриминации и насилия и за мир среди людей, — подчеркнул президент МОК. — Это понятие не соответствует видеоиграм, в которых есть насилие, взрывы и убийства. Нужно провести четкую линию. Видеоигры, в которых играют в то же, что и в реальной жизни, — например, футбол или баскетбол, — можно было бы рассмотреть в качестве дисциплин на Олимпийских играх, но те игры, которые связаны с безвозмездным насилием и кровопролитием, идут против олимпийских ценностей».

Бах не называл конкретных видеоигр. Однако под это описание попадает большинство популярных соревновательных дисциплин, которые собирают сотни тысяч на трансляциях. Тот же StarCraft 2, по которому провела чемпионат ESL в преддверии зимней Олимпиады при поддержке Intel и МОК, подходит под определение президента. Есть две армии, две базы, главная цель — уничтожить соперника. Однако соревнование провели, награду вручили, а о самой игре рассказали на официальном YouTube-канале Олимпийских игр:

Видео можно посмотреть на YouTube-канале Olympic.

Предпочтения в соперничестве в виртуальных видах спорта Бах объяснил так: «Соревнования по футболу или другим видам спорта в виртуальном мире представляют большой интерес. Мы надеемся, что игроки будут демонстрировать спортивные результаты, а если их фанаты в итоге будут играть в спорт в реальной жизни, то мы будем ещё больше счастливы».

О включении киберспорта в программу Олимпиады-2024

В октябре на сайте МОК появилось заявление о возможном включении киберспорта в летнюю программу Олимпийских игр 2024 года.

«Киберспорт демонстрирует высокий рост, особенно среди молодежи в разных странах, и может обеспечить платформу для взаимодействия с олимпийским движением. Киберспорт можно рассматривать как спортивную деятельность, так как игроки готовятся и тренируются с интенсивностью, которая может быть сопоставима со спортсменами в традиционных видах спорта.

Для того чтобы МОК признал киберспорт спортом, он не должен нарушать олимпийские ценности. Ещё одним требованием для признания должно быть существование организации, гарантирующей соблюдение правил и положений олимпийского движения (отсутствие допинга, ставок, манипуляции и т.п.).

Саммит попросил МОК наладить диалог с игровой индустрией и игроками, чтобы продолжить изучение этой области и вернуться к вопросу включения киберспорта в программу олимпийского движения в будущем».

В феврале 2018-го Бах ещё раз прокомментировал возможность появления киберспорта на ОИ-2024. В очередной раз президент сделал акцент на олимпийские ценности. «Что касается киберспорта, то у нас пока нет решения. Можно сказать, что нагрузки, которые испытывают киберспортсмены, сравнимы с теми, что присутствует среди спортсменов в традиционных видах спорта», — пояснил президент МОК.

Шансы есть

WESG 2016

WESG 2016

Ещё в апреле 2017 года олимпийский совет Азии включил киберспорт в список Азиатских игр 2018 и 2022 годов. Соревнования пройдут в Джакарте (Индонезия) и Ханчжоу (Китай). Соглашение подписали представители комитета и киберспортивного департамента Alibaba Group. Китайский холдинг займётся проведением турниров. В последние два года он организует чемпионаты серии WESG с призовыми под миллион долларов. Список дисциплин Азиатских игр до сих пор неизвестен. Старт соревнований запланирован на август.

Томас Бах отметил, что именно Азиатские игры станут решающим испытанием для киберспорта. После их проведения и определится его статус как олимпийской дисциплины. Учитывая поспешность высказываний и общую риторику, не исключён вариант, что это случится раньше. Вопрос лишь в деньгах и компании-подрядчике, которая возьмёт на себя все организационные функции.

Комментарии