«Для проведения мэйджора мало иметь $ 500 тысяч, придётся заморочиться»
Яна Медведева
Роман «CaspeRRR» Лепехин
Комментарии
Роман «CaspeRRR» Лепёхин — о новой системе турниров от Valve, шансах Virtus.pro на TI7 и комментаторской работе на чемпионате мира.

3 июля компания Valve представила новый формат мэйджоров по Dota 2. Теперь это звание достанется сторонним турнирам, а в ведении разработчиков останется только The International. Комментатор студии Starladder Роман «CaspeRRR» Лепёхин рассказал о плюсах и минусах новой системы и поделился мнением о предстоящем чемпионате мира.

— Журналист Йохан Ярвинен после анонса от Valve сказал, что не будет записывать часовое видео, а скажет, что эта система просто лучше. Ваше первое впечатление от нововведений Valve?
— Да, это лучше, чем было. В целом мы эти темы обсуждали, например в интервью на VK Life. Там сидели я, Виталий «v1lat» Волочай и Виктор «GodHun» Волков. Мы говорили, что на обычных чемпионатах мира есть своя система: вот турниры, на них команды зарабатывают очки, лучшие команды едут на главный чемпионат. Всё просто и честно. Самое главное из анонса от Valve — выигрывают именно турниры. Раньше на них забивали, к ним не готовились, с них снимались иногда даже за день до вылета на место проведения. Сейчас такого не будет, потому что всем нужны квалификационные очки. Кто-то будет чуть больше стараться, кто-то чуть меньше, в зависимости от текущего положения вещей. Но что статус турниров изменится — это факт.

— В англоязычном сообществе в основном все в курсе, откуда у этой идеи растут ноги. Организаторы сторонних турниров уже около двух месяцев рассказывали о своих проблемах: команды, которые не рассматривают турниры всерьез, отсутствие спонсоров и так далее. С какими проблемами сталкивались турниры в СНГ-регионе?
— Всем было одинаково плохо, на самом деле. Не так много турниров могли выделиться каким-то большим призовым, как Epicenter и его $ 500 тысяч. И то эти деньги на фоне $ 3 миллионов за мэйджор не слишком смотрятся. И я не говорю про TI, где разыгрываются суммарно все призовые за год, да ещё и умноженные. К сторонним турнирам никто не готовился.

Для команд, которые уже на Liquipedia в графе «доходы» имеют сотни и сотни тысяч, а некоторые и миллионы долларов, эти 100 и 200 тысяч суммарного призового — не деньги. Они скорее играют за престиж и за титул. А выкладываются на мэйджорах и TI.

— Поможет ли эта система привлечению спонсоров и заработку организаторов?
— Думаю, да. Это будет больше похоже на обычный спорт. Более прогнозируемо. Это моё видение, как приходит инвестор. Ему важно, чтобы была какая-то стабильная сцена, сценарий которой ты можешь прогнозировать на полгода или год вперед. Раньше был полный рандом: все «решаффлились», всё происходило как попало. Сначала три мэйджора, потом два мэйджора, ещё TI — какая-то суматоха. Сейчас, надеюсь, всё устаканится. Да, будут всё те же решаффлы, но прогнозируемость будет выше за счет квалификационных очков. Ты сможешь рассчитать наперёд, кому и что нужно выиграть. Ну и статус турниров тоже будет привлекать серьёзных партнёров.

— LD на Reddit обмолвился, что Valve ограничат количество мэйджоров и майноров. Слышали ли вы что-то об этом?
— В целом я не совсем вижу в этом смысл. Скорее нужно регулировать соотношение очков за мэйджоры и за майноры. Я не могу сказать, что сейчас они скажут «мы дадим всем, у кого $ 500 тысяч призовых, звание мэйджора», и у нас появится тысяча мэйджоров. Мало организаторов могут себе позволить отдать полмиллиона долларов игрокам. И неважно, что что им еще накинут полмиллиона, они же их тоже отдадут. Организаторам с этих денег ничего не идет. Таких компаний действительно немного: Epic Esports Events с Epicenter, ESL, ребята из Китая, которые могут себе это позволить. Возможно, Starladder, если захочет, и теоретически DreamLeague, если у них есть резон.

— Какого количества турниров при поддержке разработчиков в год будет достаточно? Valve ведь два года занимались балансом мэйджоров и всегда находились недовольные.
— Многое зависит от системы квалификаций, сколько они будут занимать времени. Раньше ведь все страдали, потому что помимо мэйджоров были еще турниры. К самим мэйджорам вопросов не было. Были проблемы с чемпионатами от третьих лиц, потому что получалась суматоха. А сейчас, когда эти турниры станут мэйджорами, всё изменится. Штуки три — и будет нормально. А майноров можно делать огромное множество. Сильные команды будут стараться побеждать в мэйджорах, а команды чуть слабее будут пытаться набрать эти очки на чемпионатах поменьше. Получится что-то вроде естественного отбора. Со временем всё распределится само по себе.

— Нужен ли контроль над этими турнирами со стороны Valve? И что они ещё должны оценивать помимо призового фонда и количества квалификаций?
— Могу отослать к блогу Марка Авербуха, который очень верно отметил, что количество денег в призовом фонде — это не основной показатель. Главный фактор — это уровень подготовки самого турнира, сцена, на которой всё это проходит, картинка, которую мы видим в интернете. Это куча закулисной работы, которую обычно зритель не видит.

А если мы просто сделаем турнир в подвале на 500 тысяч, то его сложно будет назвать мэйджором. В этом плане я хотел бы, чтобы Valve проводила какой-то контроль качества.

— Как именно должен осуществляться этот контроль? Перед анонсом турнира запрашивать у организаторов какую-то информацию или делать выводы уже по факту и просто в следующий раз не давать звания мэйджора?
— Если мы говорим про действующих организаторов, то к ним вопросов быть не должно. Они давно работают и вроде бы знают, что нужно делать. Если будут какие-то косяки, то будут с них спрашивать. А с новыми людьми, которые будут заходить на сцену, все не так просто. У Valve есть целая система запуска своего турнира внутри игры. У тебя должен быть подтверждённый сайт, банковская информация, с тебя могут спросить призовые, возможно, какие-то прошлые проекты. Это всё не так просто. Не получится прийти, сказать, что у тебя есть полмиллиона долларов, и провести мэйджор. Тебе придётся очень долго доказывать, что ты достоин этого. Придётся заморочиться.

— Реальна ли ситуация, когда организаторы будут экономить на продакшене и обеспечении турниров ради того, чтобы вложиться в призовой фонд и получить звание мэйджора или майнора?
— Тогда это будет их последний турнир. Я не вижу в этом смысла. В долгосрочной перспективе это непривлекательно. Да, вы сэкономили, а в итоге собрали тучу негативных отзывов. С такими организаторами долго не общаются. На шанхайском мэйджоре некоторых из них уволили прямо на месте. Это то, как должна работать система. А если кто-то хочет попытаться это сделать, то удачи ему. Но я бы не рекомендовал.

— Должны ли отличаться критерии для майноров и мэйджоров?
— Я смотрю на майноры по CS:GO, и они не сильно отличаются. Да, там чуть-чуть попроще, но это по-прежнему хорошо. Ты никогда не скажешь, что их кто-то сделал на коленке. Так что да, и этим тоже стоит заняться.

— Виталий «v1lat» Волочай озвучил цифру в $1,5 миллиона для проведения турнира уровня мэйджора. Насколько она реальна? И нужно ли тогда Valve обеспечивать еще и финансовую помощь, кроме поддержки призовых фондов?
— Я не занимался бухгалтерией, так что я на 1000% не скажу, верна ли цифра или нет. Но мне кажется, что Виталий близок к истине. А про финансовую поддержку — это правильный вопрос. Потому что дать 500 тысяч в призовой фонд — это не такая уж и большая проблема. Проблема в том, как ты будешь отбивать свои затраты и как в конечном итоге этот турнир будет выглядеть. Хотелось бы получить не лишних 500 тысяч, которые ты все равно отдашь, а финансово-моральную поддержку, чтобы реализовать свои идеи. Это было бы круто, но я не знаю, как в Valve будут поступать в этом случае. Я знаю, что в основном они работают с игроками и для игроков. Но некоторым организаторам приходится совсем непросто. На примере того же The Summit им бы лишнее финансирование не помешало.

Возможно, Valve вернёт старую систему с сундуками. Потому что куда они будут их девать? Не будет обычных мэйджоров, в каждом из которых по 15 сокровищниц. Естественно, им придётся выпускать какие-то сундуки. И хочется верить, что доходы хотя бы от каких-то из них будут частично покрывать расходы организаторов. Можно просто всем раздавать сундуки. Или пусть распределяют свои Battle Pass между организаторами. Допустим, осенью его получит ESL, зимой — Starladder, весной — Epicenter. Но мне кажется, что вряд ли это будет так. Скорее просто сокровищницы. Я уверен, что они уже придумали, куда девать всю косметику.

— Энтони «scantzor» Ходжсон и многие другие поднимали вопрос о приглашениях. Ведь организаторы могут приглашать на свои турниры кого угодно. ACE может получить мэйджор и позвать туда 10 своих команд, которые получат очки. Этот момент нужно регулировать или это вопрос естественного отбора?
— Valve обязаны контролировать хотя бы просто их количество, чтобы не было тотальной доминации, допустим, в Китае. Пригласил 5-6 своих команд, а дальше по сеточке кто-то добрался повыше — и уже хорошо. Такого быть не должно. Я по большей части выступаю за отмену всей этой системы с приглашениями. Они работают только для самых сильных команд, а их 4-5 в мире. А все остальные пускай рубятся. Как показывает история, там постоянно месиво и все у всех выигрывают.

— А как насчёт зрительского голосования, которым в прошлый раз воспользовался Epicenter?
— Такие штуки вообще должны отсутствовать в принципе. Давайте в голосование еще добавим КБУ и посмотрим, кто будет побеждать. Когда это проводили на The Summit, мне нравилось. Потому что это Summit, у него формат такой. Это «рофлотурик», и это понимают все, включая участников и организаторов. Это неправильно, особенно когда речь идет о соревновательной составляющей. Если это просто пригласить любимую команду на турнир, где она теоретически может выиграть немного денег, — о'кей. Но когда от этого зависит судьба других команд, их попадание на The International, ведь кто-то лишится очков, то это неправильно.

— Особняком стоят турниры, которые подходят по критериям призового фонда и даже квалификаций, но проходят в нестандартных форматах. Например, WESG. Должен ли он участвовать в этом «конкурсе»?
— Очки даются игрокам. И вопрос с WESG мучает и меня. С одной стороны, это интересно и авантюрно. Ведь там участвуют только национальные сборные, а практически все клубы представляют интернациональные составы. Можно поехать и подзаработать очков. И там же колоссальный призовой, прошлый раз TNC за первое место заработали $ 800 тысяч.

По параметру призового и организации я бы WESG дал мэйджор, потому что он реально крут и проводилось все очень гладко. А если нет, то это будет просто турнир с кучей денег.

— А как насчёт нестандартных турниров вроде Captain’s Draft или Elimination Mode? Их организаторы задумывались о региональных отборах и даже LAN-финалах. Можно ли вписать их в эту систему?
— Я бы не вписывал. Это как в футбол играть с двумя мячами и давать за это очки в кубке. У меня такая ассоциация. Просто это другие правила игры, следовательно, будут другие победители, будет другое всё. И очки за такие турниры я бы не давал.

— Но ведь это их убьёт. У команд не будет времени и желания в них участвовать, все будут заниматься «фармом» очков.
— Да, вероятно так и будет. Как бы это грустно не было. Зачастую все эти веселые турниры и не держатся слишком долго. Я сам хорошо отношусь и к CD, и к Elimination Mode, мне в них всё нравилось. Но это чисто развлечение, а не соревнование.

— Заслужила ли Южная Америка собственную квалификацию или им пока рано участвовать в каждом турнире?

— Суть ведь в том, чтобы собрать сильнейшие команды региона, чтобы они выявляли сильнейшего — и в этом есть определенная логика. А Южная Америка имеет огромную аудиторию в доте. Там игра действительно популярна, шутки про перуанцев в американских пабликах — это как шутки про русских в европейских «пабах». Их много, они играют, они популяризируют игру. И поэтому у них есть право доказать, что среди них есть крутые команды. Например, одна крутая команда Клементу «Puppey» Иванову объяснила, что она не просто так приехала. Потом чуть было EG не показала. У тебя язык в итоге не повернется сказать, что эта команда недостойна. Вообще, мало коллективов способны дать такую битву этим грандам, просто появившись из ниоткуда. Мы в свое время шутили, что они дома тренируются с утяжелением — у них «пинг» под 150. А тут они на LAN-турнир приехали и «как быстро все нажимается, а что, так тоже можно было?». Они заряженные, они веселые, голодные до побед. Мне такое всегда нравится.

— А что насчёт горячей темы комментаторов? Для своих турниров Valve пытается балансировать студии (и речь не только о ру-сообществе). Нужен ли их контроль в этой сфере или его можно оставить только на TI?
— Как бы я не любил свою работу, я не понимаю, откуда столько кипиша из-за нашей комментаторской деятельности. Как по мне, сейчас 8-10 топовых комментаторов держатся на одном уровне. Я бы никого не выделял, все достойны комментировать самые крутые турниры и финалы. Поэтому шума касательно выбора конкретных людей я не понимаю. Я бы никуда не встревал, пусть турниры сами разбираются, кого они хотят видеть на своих соревнованиях. Я к этому отношусь вполне нормально. На The International в любом случае всех не позовешь, а работает в этой сфере очень много людей. Не 7, не 8 и не 10. Много работяг, кто много комментирует и делает чего-то дополнительно.

Но я считаю, что когда речь идёт о комментаторе, то нужно смотреть на то, как он комментирует, а не на видосики, которые он делает. Это никак не влияет на твой комментаторский уровень, как бы это грустно ни было. Чтение книжек на это больше влияет.

— Если говорить конкретно о системе очков. LD сказал, что в ней очень много дыр для разнообразных уловок. Что для вас осталось непонятным из этого анонса?
— Я не понял формулировку «чем ближе турнир к TI, тем больше очков» и «чем выше призовой, тем больше очков». Это странно и глупо. Если вы хотите сделать дифференцирование очков, то сделайте его по ELO — скилловый рейтинг на турнире. Чем сильнее набор участников, тем больше очков они бы могли получить, — это было бы круто. А давать их только за большой призовой — это странно.

А ближе к TI — это вообще странно. Осенние турниры полностью обесцениваются. Их раньше-то не очень ценили. Все только с отпусков приехали, никто особо играть не хочет. А сейчас еще сложнее. Может, градация будет небольшой, в районе 10%, тогда еще нормально.

— Есть ли что-то, что мы потеряем с новой системой?
— Я не думаю. Мы можем потерять статусность турнира, самого мэйджора. Потому что Valve огромное количество вещей проделывала для медиа-поддержки этих чемпионатов: куча дополнений в игре, официальная страница, приглашения с пятиминутными интервалами. Я не думаю, что над этим все сразу заморочатся и сделают настолько сочно. Возможно, то этого пострадает вес турнира в киберспортивном сообществе.

— Насколько я знаю, на TI будет работать семеро комментаторов. Достаточно ли этого количества для работы?
— Прошлом году нас тоже было семеро. Тогда мы и с аналитиками комментировали, чтобы разгрузить расписание. В теории такого быть не должно. Должно быть распределение обязанностей. Мне по барабану, я могу комментировать один 24 часа в день, если труба будет требовать и по-другому не получится. Но если вы хотите сделать все красиво и правильно, то пусть аналитики анализируют, а комментаторы комментируют. И чтобы не было такого, что люди зашиваются и спят по три часа в неделю.

Это в первую очередь влияет на качество. По себе я чувствую, что уже после шестого часа в эфире я начинаю «плыть». Больше косяков и оговорок, меньше замечаешь каких-то деталей. И все это замечают, но не будешь же всем объяснять, что ты уже 15 часов в эфире. У меня был товарищ, который решил попробовать, и через три часа написал: «Я не понимаю, как вы это делаете».

— В подкасте с Питером «PPD» Дагером Сэм «Bulba» Сосале сказал, что это патч Virtus.pro и он уверен в них. Вы уверены в VP?
— Была пара моментов, когда я был уверен в VIrtus.pro. Самый яркий из них — это Бостон. И когда я увидел, как они покидают сцену, я был ошарашен. Но им объективно не повезло с соперником, что они так рано встретились с EG. В Киеве мне казалось, что они дойдут до хорошего места, но что они доберутся до финала, четкого впечатления у меня не было. Да, они играли очень хорошо. А перед The International… Я человек абсолютно не суеверный, но я знаю, что я вечно начервлю, а с моими прогнозами происходит какая-то дичь. Они либо сбываются со стопроцентной точностью, или происходит все ровно наоборот.

Мне кажется, что VP смогут добраться до финала, а там как попрёт.

— Есть ли команда, от которой практически никто не ждет серьёзных выступлений, а вы видите в них перспективы на этом TI?
— Мне в принципе нравится состав Fnatic в плане исполнения. Я помню, как они играли в Юго-Восточной Азии. Несмотря на то что TNC выиграли, Fnatic тоже были неплохи. И вот эти перуанцы из Infamous могут сделать, что угодно. Они могут приехать и на кураже развалить пару мощных команд, а дальше на крутых впечатлениях дойти до высоких позиций.

— А разделяете ли вы скептицизм по поводу OG?
— Да хватит им уже выигрывать, сколько можно! Пусть другие тоже поиграют. Они, конечно, большие молодцы, но всё-таки!

Я стабильно уверен в нескольких командах: Liquid, OG, EG, VP. Что они куда-нибудь высоко, но заберутся. Может, кто-то из них и в финале встретится, если не произойдет курьезов. Потому что это команды с сильнейшими в мире исполнителями. К ним еще, может, только Secret могут присоединиться. Я не говорю про китайские команды, у них все складывается слишком нестабильно. Совсем без сенсаций, конечно, не обойдется. Наверняка случится какой-то один неожиданный матч на вылет. Но я не думаю, что победитель всего TI будет какой-то неожиданностью. Не думаю, что появятся новые Wings, которые всех раскатают. Это будет кто-то из старичков.

— Англоязычные комментаторы недавно обсуждали необходимость провести трансляцию для новичков. Как вам кажется, насколько это нужное дело?
— Я согласен с ними, но эти трансляции нужно разделять. Как бы я ни старался более понятным языком излагать свои мысли, я же не могу постоянно объяснять: «вот это ножик PA, замедление на 6 секунд». Это было бы странно. Основную аудиторию это бы отторгало. А конкретно новичкам, которые только зашли в игру, было бы интересно. Я сейчас пытаюсь следить за какими-то новыми играми. Захожу на Twitch, смотрю HotS, Overwatch, Quake — и не понимаю половину того, что говорят комментаторы. Даже со своим стажем в компьютерных играх в 20 лет. Я не понимаю половину терминологии и меня как зрителя это возмущает. Я знаю, что если я посижу недельку, месяц и посмотрю, то я разберусь. Но мне же хочется поскорее получать удовольствие от просмотра.

— В СНГ кто-то мог бы заняться такой трансляцией?
— У нас можно посадить Никиту «4ce» Коткова, он очень любит рассказывать про разные детали. Мы с Никитой могли бы этим заняться, мне тоже нравится передавать всякую поучительную информацию. Пару человек точно можно найти. Для этого нужна определенная подкованность в игре, поэтому я предлагаю его кандидатуру — там большую часть времени ты должен объяснять игровой процесс. Ну и, естественно, какие-то шутки. Это не два профессора в эфире. Кто-то должен быть вроде Day9, который умеет вставить свои 5 копеек.

— Каждый год Valve готовят для игроков и зрителей на TI сюрпризы: обновления, герои и так далее. Какого сюрприза ждете вы в этом году?
— Я как маленький ребёнок жду турнира, чтобы в первую очередь посмотреть, что они сделают с игрой. Были уже утечки интерфейсов драфта, а я уверен, что это меньше одной пятой от того, что Valve приготовили. Да и в прошлый раз они показывали элементы дополненной реальности, которые выглядели очень круто. Я не жду какого-то героя. Он выйдет, на нем поиграют месяц, он окажется несбалансированным — и его «порежут». В целом я больше жду крутых визуальных фишек на трансляции.

Комментарии