Call of Duty (CoD) – одна из популярнейших игровых серий во всём мире, над созданием которой трудятся три студии: Infinity Ward, Treyarch и Sledgehammer Games. По данным Statista, начиная с 2009 года каждая новая часть шутера расходилась тиражом не менее 20 млн копий. В апреле 2015 издательство Activision объявило о продаже 175-миллионной копии игровой серии, что позволило компании пробить отметку доходов от проекта в $ 10 млрд! Киберспортивная составляющая Call of Duty выглядит не столь впечатляюще.
Миллион на чемпионат мира
Соревнования по играм серии Call of Duty проводятся с 2006 года. Долгое время в качестве ключевой игры
использовалась CoD 4: Modern Warfare, поскольку она казалась оптимальной с точки зрения баланса. Но дисциплине было сложно выделяться на фоне народной игры Counter-Strike 1.6. Деньги на соревнованиях крутились не такие уж и большие (за всю историю в Modern Warfare разыграли $ 352 тыс., тогда как в CS – почти $ 11 млн), а из-за большой любви аудитории к шутеру от Valve в Старом Свете на CoD не особо обращали внимание.
Activision самостоятельно занялась проведением чемпионата мира по Call of Duty только с 2013 года. Первым спонсором выступила компания Microsoft. Призовой фонд по тем меркам казался превосходным – $ 1 млн. Сами же соревнования проводились сначала на игровых консолях Xbox 360, а затем и на Xbox One.
Только в 2016 году разработчики полностью поменяли систему проведения и спонсора (Sony с PlayStation 4 подвинула Microsoft с их Xbox One). Activision ввела региональные лиги в Европе, Америке и Австралии, которые доверили проводить ESL под присмотром Treyarch и собственного киберспортивного отдела. За победу в соревнованиях в течение года начислялись специальные очки Champions Points, по сумме которых команды напрямую попадали на чемпионат мира, остальные имели шанс пройти отборочные этапы. При этом на сезон было выделено $ 3 млн, два из которых пошли в призовой фонд чемпионата мира. С учётом того, что по итогам третьего квартала 2016 года чистая прибыль издательства составила $ 377 млн, затраты на киберспорт кажутся не такими уж и большими.
В 2017 году Activision хочет выйти на азиатский рынок, организовав лигу и в этом регионе. Остаётся только гадать, как такой ход повлияет на развитие киберспортивного направления.
Фото: assets.vg247.com
Как американский футбол
Call of Duty пользуется бешеной популярностью в Америке, Великобритании и Австралии. Чуть меньше в шутер готовы серьёзно играть во Франции, Канаде, Новой Зеландии и Испании. В России тоже есть команды по CoD, однако они пока были замечены только на небольших турнирах от ESL, но никак не в крупных лигах.
Американские киберспортсмены в CoD – примерно как корейцы в StarCraft 2 или League of Legends. Как
За всю историю в Modern Warfare разыграли $ 352 тыс., тогда как в Counter-Strike 1.6 – почти $ 11 млн.
правило, именно их можно увидеть в списке восьми лучших на любых соревнованиях. За этих игроков всегда идет жёсткая борьба, а их популярность в сообществе говорит сама за себя. При этом сами игроки крайне популярны в сообществе. Например, аккаунт Яна Портера из OpTic Gaming насчитывает 684 тыс. подписчиков в Twitter и 548 тыс. на YouTube. Но главная звезда всей сцены — Мэтью «NaDeSHoT» Хааг: 1,8 млн подписчиков в Twitter и 2,7 млн на YouTube! Мало кто способен похвастаться такими цифрами даже среди спортсменов. Хааг решил завершить карьеру игрока в команде OpTic в апреле 2015-го. Тогда же он создал киберспортивную организацию Hundred Thieves с составом по CoD, который продержался до 7 июля и был распущен.
Во время матчей киберспортсмены частенько ведут себя так, словно они игроки американского футбола. Выиграл раунд – прокричал сопернику всё, что о нём думаешь. До последнего времени игроки не скрывали эмоций и часто срывались друг на друга. «Трешток» — часть соревновательной культуры. Но в случае с CoD только победитель имел право разбрасываться ругательствами, а проигравший должен был воспринимать их как данность.
В Call of Duty существуют десятки команд, многие из которых принадлежат популярным киберспортивным организациям: Team EnVyUs (чемпионы мира — 2015), compLexity (чемпионы мира — 2014), Team Solomid, Splyce, FaZe Clan и другим. Их аккаунты насчитывают сотни тысяч, а то и миллионы подписчиков. Так что назвать дисциплину никому не нужной и не интересной язык не повернётся.
Непризнанный
Однако в киберспортивном сообществе редко говорят о Call of Duty и Activision, а в СНГ так и вовсе не упоминают: у нас на повестке дня Dota 2, CS:GO, League of Legends. Возможно, всё дело в мизерном консольном сообществе, в ценах на приставки и сами игры, которые выходят в ноябре каждого года. На PC в CoD невыносимо играть из-за читеров. Проблема старая, известная, но до сих пор никто так её и не поборол.
В Америке и Великобритании, как и в Европе в целом, большинство играет на консолях. Высокий уровень жизни в совокупности с развитой игровой культурой позволяют без сожаления выкладывать по $ 60 за игру. У
До последнего времени игроки не скрывали эмоций и часто срывались друг на друга.
дисциплины огромное количество поклонников и фанатов – на один Twitter CoD eSports подписано около миллиона человек, в основном американцы. С заполняемостью стадионов тоже проблем нет: на арене «Форум» в калифорнийском Иглвуде, где проходил чемпионат мира 2016 года, собралось около 8 тыс. зрителей.
4 ноября вышла новая часть Call of Duty – Infinite Warfare. И если пресса в целом положительно оценила игру (81 балл из 100 по версии Metacritic), то пользователи вновь раскритиковали разработчиков. По их мнению, это крайне посредственный шутер со скучным мультиплеером, который не меняется из года в год, и невнятной сюжетной компанией, в которой нет ничего, кроме пресных диалогов. Если посмотреть на историю серии, то фанаты никогда не были удовлетворены результатом. Профессиональные геймеры вроде британца Бена «Bance» Бенса из Splyce – тоже:
«Возможно, одна из первых Call of Duty, в которую я хочу прекратить играть и пойти спать в день её выхода», – написал игрок в своём микроблоге.
Можно ли утверждать, что у Activision всё в порядке с киберспортом? С одной стороны, глядя на аккаунты популярных игроков и организаций, на уровень продаж и интереса к соревнованиям, на сумму призовых за год, можно сказать — да. Однако проблемы с балансом в шутере вызывают беспокойство. А это основное. Никто не станет тратить время на игру, если в ней невозможно находиться.
К тому же CoD пользуется бешеной популярностью только в Америке. В Европе, Австралии и других регионах пока наблюдается слабая активность. Если издательство сможет заинтересовать другие страны и геймеров при том развитии, которое наблюдается сейчас, а также устранить все проблемы с балансом, у компании всё может получиться. Правда, ежегодно продавать игру и дополнения к ней – серьёзное испытание. Особенно когда на твою территорию лезет Electronic Arts со своим Titanfall 2.
→ Гигантские роботы просят огня. Про Titanfall 2
Вопрос только в том, кто раньше сдуется — обычные игроки, которых уже достало, что их обманывают, а они продолжают платить, или киберспортсмены, которым проще уйти в другие дисциплины, а не ждать исправлений в балансе.
.
Фото: www.cybersport.ru