Во втором материале серии, посвящённой крупнейшим киберспортивным турнирам в истории, речь пойдёт об игровых соревнованиях, оставивших свой след, но так и не сумевших выжить в условиях жёсткой конкуренции и внешних вызовов.
Рынок безжалостно выдавил эти турнирные серии много лет назад, но представить без них профессиональный киберспорт невозможно до сих пор. Успехи десятков и сотен чемпионов дня сегодняшнего ковались именно на этих соревнованиях.
Турнир, давший киберспорту имя
Трудно представить, каким был бы компьютерный спорт, если бы не американский бизнесмен Эйнджел Муньёз. Он основал в 90-х в Далласе компанию, целью которой было вывести компьютерные игры из разряда хобби на более профессиональный уровень.
Так в 1997 году, задолго до World Cyber Games, появился турнир, претендующий на звание первой киберспортивной лиги в истории, Cyberathlete Professional League. Говорят, термин «кибератлет» был придуман именно после нескольких бессонных ночей в далласском офисе: сотрудники компании выбирали звучное название для своего детища, а на деле случайно дали имя целой индустрии. И хоть позже в английском языке это понятие было вытеснено новомодным eSports, во многих странах, в том числе и в России, соревнования по компьютерным играм до сих пор называются киберспортом.
«Главной нашей идеей было вовлечь в это дело крупные технологические бренды, что было бы выгодно не только им, но и спонсируемым ими киберспортсменам. Нам казалось, что видеоигры, поданные как настоящий вид спорта, могли бы стать своего рода рекламной площадкой для подобных компаний. Наш ошеломляющий рост на то время был попросту беспрецедентным: за четыре года мы прошли путь от небольшого локального кубка до самого престижного турнира в мире», — ностальгировал Муньёз позже в своём интервью изданию «Форбс».
Логотип CPL был выполнен в стиле лого популярных североамериканских лиг NBA, MLB и других
Начав с первой части Quake, по сути первой киберспортивной игрой, американская организация смогла организовать десятки крупных турниров более чем в 10 дисциплинах, с общим призовым фондом, превышающим $ 3 млн.
При этом в CPL достаточно быстро осознали, что делают продукт, который быстро набирал популярность и далеко за пределами США. Уже в 2000 году был организован турнир в Кёльне, европейской столице компьютерного спорта. Вплоть до 2007 года лига проводила различные соревнования в большинстве уголков планеты, в том числе в Сингапуре, Бразилии, Турции и Чили, нанося эти державы на мировую карту киберспорта.
Интересный факт: любители Counter-Strike знают, что аббревиатура этого турнира была заложена в названии нескольких игровых карт: de_cpl_mill, de_cpl_fire, de_cpl_strike и de_cpl_overrun. Позже эти карты, созданные специально для соревновательного режима, с довольно серьезными изменениями использовались на различных турнирах в CS 1.6 и даже CS:GO. Впрочем, по популярности они всё же сильно уступали родным картам: de_dust2, de_nuke, de_train и другим.
CPL приостановила свою деятельность 13 марта 2008 года. В пресс-релизе компании говорилось о перенасыщении рынка турниров при достаточно скромных объёмах рынка.
До 2007 года лига проводила различные соревнования в большинстве уголков планеты, в том числе в Сингапуре, Бразилии, Турции и Чили, нанося эти державы на мировую карту киберспорта
На деле организация столкнулась с нехваткой средств и невозможностью привлечь спонсоров, которые в условиях мирового кризиса и спада производства в Северной Америке с большой неохотой тратили деньги на такой экзотический по тем временам способ продвижения, как киберспорт.
По официальной информации, компания была продана неназванным инвесторам из Объединённых Арабских Эмиратов. Хотя позже одна из сотрудниц компании CGS, якобы имевшей доступ к инсайдерской информации по сделке, заявила, что новыми владельцами CPL стали инвесторы из США. Позже права на использования одного из самых узнаваемых брендов компьютерного спорта перешли сингапурской компании WoLong Ventures, которая при поддержке местного правительства в течение нескольких лет проводила профессиональные соревнования в китайском городе Шэньян. С 2014 года CPL прекратила свою деятельность, о чём говорит хотя бы давно не обновлявшийся официальный сайт лиги.
Високосный «KODE»
Попытки сделать собственную игровую серию в формате чемпионата мира в середине нулевых предпринимались сразу несколькими компаниями. Уж очень привлекательной казалась деятельность таких мастодонтов, как WCG, ESWC и ESL. Одним из таких охотников за чужими лаврами была тайваньская организация KODE5.
Свой первый турнир в 2006 году компания проводила под громким слоганом: «Мировая революция гейминга». Из-за характерного запоминающегося бренда с красными звёздами и кричащими шрифтами, будто сошедшими с «агиток» времён гражданской войны, некоторые журналисты даже предположили, что соревнования, проводимые в Пекине, спонсируются китайской компартией. Впрочем, подтверждений этому так и не было представлено.
Команда mTw на финалах KODE5 2008 празднует победу над SK Gaming
Турнир запомнился любителям компьютерного спорта в СНГ, так как два из пяти финальных мероприятий этой серии прошли в Москве в 2008-м и 2009-м годах. Между ними уместился и ещё один большой турнир в Лейпциге.
Что касается наивысшего достижения российских игроков,
Из-за характерного запоминающегося бренда с красными звёздами и кричащими шрифтами, будто сошедшими с «агиток» времён гражданской войны, некоторые журналисты даже предположили, что соревнования, проводимые в Пекине, спонсируются китайской компартией.
то единственную медаль, притом золотую, получил наш профессиональный игрок в WarCraft Андрей «Deadman» Соболев, триумфально обыгравший в финале французского кибератлета Йоана «ToD» Мерло. Всё действо происходило на глазах многочисленных зрителей, посетивших арену Спортивного центра Пекинского университета. К слову, будущего инфраструктурного объекта Олимпиады 2008 года.
В качестве места проведения финалов KODE5 2010 неожиданно для многих была выбрана перуанский город Лима. На тот момент турнир уже имел скверную репутацию из-за невыплаты призовых за предыдущие соревнования и ухода привлеченных спонсоров, и большинство известных киберспортивных команд решили его бойкотировать. Победившие на российских отборочных игроки команды Iron Will по Counter-Strike, которые вскоре перешли в Virtus Pro после возрождения организации, также не смогли приехать в столицу Перу. Виной тому был отказ от своих обязательств партнёров национального отборочного тура. Компания, выступающая гарантом поездки россиян на финал, решила, что отправлять команду на подобный турнир будет накладно, что вызвало настоящий скандал в киберспортивной индустрии.
Отсутствие мировых грандов в дисциплине Counter-Strike фактически лишил KODE5 статуса чемпионата мирового уровня, что в купе с финансовыми проблемами организации, начавшимися ещё в 2008 году, поставило крест на этой игровой серии. По информации, полученной от победителей различных турниров, компания осталась должна игрокам более $ 70 тыс.
Хоть KODE5 и стал одним из турниров, чью судьбу предрешил экономический кризис 2008 високосного года. Для многих он запомнился множеством отличных матчей, а также, вероятно, самыми массовыми отборочными турнирами, принять участие в которых мог буквально любой человек.