Киберспорт становится всё больше похож на своего двоюродного брата — спорт традиционный. С потоком инвестиций, который даже скептики называют не иначе как «селевым», в этой сфере появляется всё больше действующих лиц: игроков и менеджеров. Однако есть и старожилы, существующие в этой нише уже десяток лет. Начав свою деятельность на заре становления соревнований по компьютерным играм, некоторые из них чувствуют себя вполне комфортно и сейчас. Особо удачливым даже удалось создать свою киберспортивную империю с армией сотрудников, разбросанных по всему миру.
Игорь Уткин. TORNADO.ROX
Игорь Уткин. TORNADO.ROX
Команда ROX появилась в 2005 году. Идея создать профессиональный киберспортивный коллектив родилась у двух жителей северной столицы Игоря Уткина и Михаила Мирчука, последний вскоре переключился на другой проект. Названием стала модифицированная аббревиатура от словосочетания «российское общество компьютерного спорта». В качестве кальки, по которой верстался новый проект, была выбрана модель профессиональных команд из корейской лиги KeSPA по StarCraft.
Причин было несколько. Во-первых, оба отца-основателя ROX были большими фанатами стратегической игры от Blizzard. Сам Уткин профессионально выступал на турнирах по StarCraft, включая международные соревнования, а затем переключился на тренерскую и управленческую работу.
Во-вторых, в середине нулевых команды корейской лиги KeSPA были, пожалуй, самой успешной киберспортивной организацией. Тренировочные дома, высокие зарплаты игроков, тренерский штаб и внимание популярных телевизионных каналов — пример для подражания был выбран достойный.
Другой вопрос, что реальность киберспорта в России в те годы была далека от грёз двух питерских энтузиастов. Совсем скоро после создания коллектива Игорь Уткин был вынужден вкладывать в команду собственные деньги. Впрочем, спонсоры также с охотой работали с ROX. Весной 2009 года в непростое посткризисное время команда смогла подписать контракт с «Лабораторией Касперского», ставшей титульным спонсором «роксов». Через несколько лет спонсор поменялся, и теперь игроки RoX рекламируют загадочный напиток TORNADO ENERGY, который не так часто можно встретить на прилавках российских магазинов.
Едва ли ROX можно считать грандом европейского и тем более мирового киберспорта. Однако команда, живущая по средствам и умудряющаяся при этом задавать тренды для других игроков рынка, вызывает уважение.
Имея опыт работы практически со всеми популярными киберспортивными дисциплинами, на данный момент ROX имеют составы по League of Legends, World of Tanks, FIFA и Street Fighter. Буквально на днях организация открыла и подразделение по Overwatch, подписав игроков из Prets.
Роман Романцов. HellRaisers
Роман Романцов. HellRaisers
Один из самых авторитетных людей в русскоязычном киберспорте — уроженец Донецка Роман Романцов. Он не очень любит афишировать своё личное участие в различных проектах, однако широкой публике может быть известен как генеральный директор «Киев Киберспорт Арены». Это спортивно-развлекательное сооружение в столице Украины стало одним из культовых мест для нашего компьютерного спорта. Долгие годы проходивший на её площадке турнир StarLadder считался главным чемпионатом для команд из СНГ по разным дисциплинам.
История HellRaisers началась с команды по Counter-Strike 1.6 и связана с именем Егора «Markeloff» Маркелова, одного из лучших снайперов в истории игры, ставшего легендой мирового киберспорта в составе Natus Vincere.
Первая команда HR в 2009 году была пятёркой друзей, стремящихся к достижению спортивных результатов. В нынешнем виде организация HellRaisers появилась лишь в 2014 году. Номинально ею руководит Максим Беднарский, однако за его спиной стоит именно Роман Романцов, и едва ли какие-либо ключевые решения могут быть приняты в обход «серого кардинала» украинского киберспорта.
На данный момент HR работает с составами по Counter-Strike: Global Offensive и World of Tanks. Также HellRaisers пробовала свои силы в Dota 2 и в других дисциплинах. По некоторым оценкам, с 2014 года клуб получил только призовых на общую сумму более $ 500 тысяч. Результат более чем достойный.
Александр Соломонов. Team Empire
Александр Соломонов. Team Empire
Team Empire — одна из самых старых киберспортивных организаций в СНГ, которая существует с 2004 года. История создания Empire тесно связана с первой попыткой создания в России Национальной профессиональной киберспортивной лиги (НПКЛ). Эта организация объединила сильнейшие на тот момент команды по Counter-Strike и пыталась транслировать соревнования по телевидению. Идея была настолько же романтичной, насколько неудачной. НПКЛ достаточно быстро разорилась, и представленным в ней командам пришлось выживать самостоятельно. Team Empire это удалось, но только в 2010 году команда попала в авангард отечественного профессинального гейминга.
В нынешней бизнес-модели Empire многое подкупает. Это была одна из первых организаций, сделавших приоритетным надлежащее оформление всех договоров со своими игроками. Неудивительно, что в истории российского киберспорта именно «Империя» стала первой зарабатывать на трансфере своих игроков. Наглядным примером тому стал переход Дмитрия «LOST» Куприянова в Virtus.pro в 2013 году.
На данный момент можно назвать сразу несколько игроков, на переходе которых неплохо заработала московская структура. Однако «фарм»-клубом Team Empire едва ли можно считать: при всей своей активности организация всегда отличалась укомплектованными и подготовленными составами по ключевым дисциплинам и хорошими результатами, в том числе и на международных соревнованиях.
Управляется команда Александром Соломоновым. Хоть за его спиной и находятся весьма состоятельные владельцы, обеспечивающие финансовую стабильность своему развивающемуся активу, спортивный директор имеет возможность реально влиять на «политику партии».
На данный момент Соломонов работает с составами по Dota 2, League of Legends и Counter-Strike: Global Offensive. Не хватая звёзд с неба, «Империя» стала крепкой структурой со своим имиджем и большой фанатской базой, периодически радуя нас вполне достойными результатами.
Антон Черепенников. Virtus.pro
Антон Черепенников. Virtus.pro
Руководитель одной из самых известных киберспортивных организаций не только в Европе, но и в мире стабильно является главным поставщиком новостей об отечественном киберспорте как бизнесе. Во многом благодаря «сделке мечты», как окрестили её СМИ, которую российский бизнесмен совершил с USM Holding бизнесмена Алишера Усманова. В качестве суммы, полученной проектом Черепенникова на развитие и популяризацию киберспорта, называют $ 100 млн.
Бренд Virtus.pro, существующий с 2003 года, на момент зарождения к своему нынешнему боссу никакого отношения не имел. Проект создавала Ирина Семёнова и группа инициативных игроков в Counter-Strike, самым известных из которых был Алексей «LeX» Колесников. В начале двухтысячных Черепенников хоть и участвовал в становящемся на ноги киберспортивном движении (какое-то время он был, например, менеджером известной команды forZe), однако заниматься Virtus.pro начал лишь в конце 2010 года, когда проект фактически был банкротом и прекратил свою операционную деятельность. Образно говоря, Антон Черепенников воспитывает и поднимает на ноги чужого ребёнка, но выходит у него это настолько хорошо, что никакие кривотолки на его имидже негативно не сказываются.
Ещё в 2014 году шеф Virtus.pro начал понимать, что ограничивать себя исключительно развитием команд ему не хочется. Совместно с партнёрами из организации Natus Vincere и французским видеосервисом DailyMotion была запущена лига Dota 2 Champions League. Именно этот относительно небольшой онлайн-турнир можно назвать предтечей турнира EPICENTER, который с помпой прошел в Москве в мае 2016 года и собрал сильнейшие коллективы планеты. Призовой фонд турнира составил $ 500 тыс. Деньги инвестора компания ESFORCE Holding, в которую и вырос проект Virtus.pro, расходовала достаточно щедро. Однако и мероприятие получилось соответствующего уровня.
Фактически обыграв конкурентов на территории СНГ, Антон Черепенников переключил своё внимание на мировой рынок. Подписание легендарных польских игроков по Counter-Strike, а также скупка различных активов, связанных с киберспортом, и даже других команд, говорит о том, что аппетит к самому успешному российскому бизнесмену от киберспорта только приходит. Такие амбиции не могли остаться незамеченными: издание РБК включила руководителя Virtus.pro в число «20 героев, строящих в России свой бизнес, опираясь на новейшие тренды и технологии».
Александр Кохановский. Natus Vincere
Александр Кохановский. Natus Vincere
Natus Vincere, без сомнений, является самой успешной киберспортивной организацией в СНГ. Эта организация вместе со своими спортсменами заработала множество чемпионских титулов по Counter-Strike и выиграла первый в истории The International по Dota 2 с главным призом в миллион долларов.
История известного любому геймеру бренда Natus Vincere началась с одноимённой команды по Counter-Strike в 2009 году. Проект спонсировался крупным бизнесменом из Казахстана Муратом Жумашевичем и был определённым экспериментом для киберспорта того времени. Команда получила возможность путешествовать по всему миру и проводить организованные тренировки на собственной базе.
Молодой Александр Кохановский тогда был менеджером данного состава, однако, когда финансирование из Казахстана постепенно сошло на нет, ему пришлось взять на себя функции директора и искать спонсоров для дальнейшего существования команды.
С подписанием новых составов вотчина Кохановского стремительно разрасталась. Его подопечные не только становились самыми сильными атлетами виртуальный баталий, но и настоящими звёздами. Фан-клубы некоторых игроков Na’Vi до сих пор являются едва ли не самыми многочисленными в соответствующих дисциплинах.
Но одно дело зажечь звезду и совсем другое успешно зарабатывать на её славе. Руководителю Na’Vi это удалось. Он смог выстроить эффективную и современную бизнес-структуру, которая самостоятельно добывает себе средства на существование и развитие. По сути, Natus Vincere — это один из самых ярких примеров успешного стартапа в киберспорте.
На данный момент дела у Natus Vincere идут хорошо. Сильнейшие команды региона в дисциплинах Dota 2, League of Legends, CS:GO, FIFA и Hearthstone держат марку, хотя в последние месяцы остаются без титулов мирового значения. Исключением являются «дотеры», выигравшие золото последнего турнира серии SLTV в Соединённых Штатах.
Александр Кохановский активно участвует в проекте ESFORCE вместе с Virtus.pro, фактически являясь совладельцем проекта, а медийные права самой Natus Vincere принадлежат холдингу. Фактически Natus Vincere и Virtus.pro объединились в одну большую структуру, которая в определённом смысле диктует свои правила всему остальному киберспортивному миру в СНГ и Европе.