Старикам тут не место. Новые правила для тренеров в CS:GO
Кирилл Овсянников
Комментарии
Как Valve снижает важность тренеров в командах по Counter-Strike: Global Offensive, давая шанс менее сильным и обеспеченным коллективам.

Несколько дней назад компания Valve выступила с обращением, в котором сообщила о существенных изменениях в организационной составляющей матчей профессиональных команд, которые будут проходить на мэйджор-турнирах. Отныне наставники команд смогут общаться со своими подопечным исключительно во время разминки и в паузах между картами. Никакой ежеминутной поддержки и переговоров во время схваток за спинами игроков Valve на своих турнирах больше не хочет видеть

.

В разных видах спорта отношения тренеров и игроков регламентируются по-разному. Например, в хоккее сложно представить, что наставник команды выбежит на лёд во время некоторой короткой заминки в игре, в то время как координатор нападения в американском футболе общается с квотербеком по радиосвязи даже во время розыгрыша. Во многих видах спорта тренеры вообще остаются за кадром, и стороннему наблюдателю кажется, что спортсмен выступает сам по себе.

Однако для только формирующегося института киберспортивных тренеров новые введённые ограничения являются серьёзным ударом. Потеря возможности общения с игроками во время матча является своеобразной уравниловкой, после которой (и Valve это не отрицают) начинающие команды должны стать немного ближе к сильнейшим профессиональным пятёркам, у которых до этого была возможность не только оплачивать услуги тренера, но и максимально эффективно использовать это преимущество для достижения результата.

Сергей Ищук — тренер Na'Vi

Сергей Ищук — тренер Na'Vi

Сама идея уравнять шансы команды в спорте не новая. Например, потолки зарплат игроков в некоторых профессиональных лигах призваны ограничить возможности богатых клубов скупать всех звёзд. До подобных ограничений киберспорт ещё не дорос, как не дорос он до, скажем, профсоюза игроков и каких-либо гарантированных минимальных выплат.

Для того «дикого поля», в котором существует профессиональный гейминг в наши дни, любое ограничение такого структурирующего элемента, как тренерство, является, скорее, негативным фактором.

Valve в своём заявлении говорят, что хотят видеть CS:GO как соревнования исключительно для команд из пяти игроков, которые состязаются в интеллекте и реакции, коллективном взаимодействии и личном мастерстве. Будто бы работа тренера или координатора команды не требует своего усердия и таланта. Тем более дорогой тренер ещё ничего не гарантирует. А сколько примеров можно найти в спорте, когда скромный по всем меркам специалист добивается отличного результата со средней командой? Именно так эти тренеры-середнячки и становятся звёздами.

Тренерское искусство, конечно же, это не только быть рядом с игроками во время матча. Многие великие представители профессии вообще считают, что если ты чрезмерно активен у кромки футбольного поля или баскетбольной площадки, то ты плохо поработал с командой перед игрой. Однако даже наставник в боксе имеет возможность подсказывать что-либо своему подопечному, находящемуся на ринге. Так почему-то же назначение розыгрышей в такой структурированной по времени игре, как CS:GO, не может теперь проводиться тем человеком, который эти розыгрыши и придумывал?

Даниэль Моралес — бывший тренер G2

Даниэль Моралес — бывший тренер G2

Своим решением Valve, как это ни печально, понижает важность тренера для команды. Его степень влияния на результат теперь более сомнительна: команда могла провести хорошую подготовку перед турниром, но координатор-игрок, если он молод и не очень опытен, может провалиться в назначении розыгрышей и принятии ключевых решений. Конечно, и в этом случае наставник команды должен нести ответственность. Мол, плохо подготовил своего координатора. Но камень в такого специалиста с чистой совестью уже не кинешь.

Теперь, увольняя тренера-неудачника, следом за ним нужно отправлять на покой проштрафившегося игрока-координатора, жизнь которого ещё вчера представлялась такой беззаботной. Это суровое, но логичное организационное решение. Будут ли готовы команды принять его и потерять часть своего ценного актива?

Работа игроков состоит в том, чтобы играть. Выбор тактики и её реализация — это работа тренера. Отщипнув у наставников часть их функций, компания разработчик и главный спонсор всех турниров по CS:GO, ставит ситуацию с ног на уши. Они рубят то, что ещё толком и не выросло.

Горький опыт компьютерного спорта показывает, что полноправные тренеры, несущие всю ответственность за результат перед менеджментом команды, нужны хотя бы для того, чтобы в один печальный день руководителям организации не пришлось выгонять всех игроков. Заменить одного человека куда проще, чем пятерых.

На деле мы видим, что институт «коучинга» приживается в киберспорте плохо и по старинке виноватыми во всём остаются сами игроки. Часто — без разбора и всем скопом сразу. По этой причине и остаётся неясной подобная реакционная политика Valve, компании, которая строит киберспорт согласно собственным задумкам и принципам. И это пока кажется каким-то своим путём, совсем без оглядки на большой спорт.

Комментарии