«Я б там жил...»
«Милая, я заканчиваю работать в 7, давай в 8 встретимся в центре, хорошо?».
Кажется, любой из взрослых людей нашей страны хоть раз произносил такую фразу. А многие делают это чуть ли не каждый день. Схема отработана давно — вы приходите в офис, работаете в офисе 8-9 часов, уходите из офиса и уезжаете по своим делам. Для кого-то подобный распорядок удобен, для кого-то — тоскливая рутина.
Так или иначе в штаб-квартире ЕА Sports в Ванкувере все абсолютно по-другому.
«Милая, я заканчиваю работать в 7, давай в 7-10 встретимся в офисе, хорошо?» — для канадских разработчиков эта фраза в разы логичнее.
А всё потому что офис ЕА — это не просто офис. Это целое государство, целый городок, целый парк развлечений. «Тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе», — сарказм в словах Сергея Шнурова в Канаде приобретает форму абсолютной серьёзности.
Потому что сотрудникам EA Sports и правда чертовски подфартило трудиться именно в таком open space.
Здесь есть абсолютно все: не только, разумеется, тысячи комфортабельных рабочих мест с компьютерами, не знающими, что такое «тормозить» и «глючить». Но и несколько кафешек, «официальная» столовая, огромный спортивный зал, тренажёрный зал, фитнес-центр, зал для занятия пилатесом и йогой, футбольное поле на открытом воздухе, площадка для пляжного волейбола, площадка для баскетбола, бильярд, настольный теннис, десятки игровых автоматов (от отцов-основателей жанра до современных аппаратов) и даже, прости господи, кинотеатр.
«Никому не рассказывайте, но порой в 11 часов вечера я уединяюсь здесь со своей девушкой. Просто чтобы посмотреть кино, всё прилично», — сообщает мне статный экскурсовод по студии Дрю. Не понимая, что об этом узнают тысячи читателей. Впрочем, ничего запрещённого Дрю не делает.
О чём говорить, если даже собак разрешено проводить в корпус. «Правда, перед этим их проверяют — чтобы были воспитанными, неагрессивными, адекватными», — поясняет наш скрывающийся друг. На самой территории есть специальные дворики и мини-парки, где собак выгуливают. Потому ни о какой коллекции различных, не самых приятных масс и речи быть не может.
Собаки в офисе настолько прекрасны, что порой забываешь про их хозяев. Так главный разработчик режима «Карьера» Сантьяго минут пять не может начать выступление. Потому что все увлечены ласками с его псом Декстером. Да и во время спича Сантьяго почти все журналисты устраивают для собаки фотосессию. Лишь изредка «отвлекаясь» на слова её хозяина.
Столовая в офисе носит название EAt — тот случай, когда всё гениальное просто. Об ассортименте лучше не вспоминать — а то завидно станет. В Москве тяжело найти ресторан, где был бы настолько обширный выбор. Тут вам и различные супы (считая томатный, после которого вы забудете про всё остальные), и «нормальная еда» — много мяса, гарниров, овощных салатов, и отдельная стойка с бургерами и сэндвичами, которые готовят у вас на глазах, и специальная вок-студия для любителей азиатской лапши, и небольшая пиццерия, и сотни напитков на выбор.
После этого, думается, не стоит пояснять, что во время «бизнес-ланча» здесь аншлаг как на дерби «Спартак» — ЦСКА. Только без файеров и матерных кричалок.
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Люби FIFA, как её любят разработчики игры
Было бы странно, готовь в таких условиях канадцы плохой продукт. «Да они вообще ничего не понимают в футболе, даже минуту на разработку игры не тратят!». Это я в крайне мягкой форме написал, что порой думают (вслух) о «Фифе» некоторые её потребители. Понятно, что компьютерный футбол критиковали, критикуют и будут критиковать.
Но факт в том, что в штаб-квартире EA на разработку FIFA сотрудники тратят времени больше, чем геймеры на собственно игру в неё. Сотни рабочих мест с программистами, дизайнерами, менеджерами и другими мастерами своего дела. Нереальное число различных макетов и записей о «Фифе» («Пожалуйста, никаких фото» — настоятельная просьба организаторов). Миллионы переговорных и кабинетов, где канадцы и представители других стран 24/7 обсуждают, как улучшить игру, что в ней доработать, что в неё добавить. Ну а уж геймпады вообще на каждом шагу — их тут больше, чем картин в Эрмитаже.
За два дня в офисе ЕА толкают речи десятки программистов. И рассказывают они о FIFA так, как 10-летний мальчик, уговаривая маму купить ему драгоценную игру. Не с наивностью, нет, — с вожделением. Видно, что парни безумно увлечены делом. А не просто выполняют условия своих контрактов.
Естественно, выкладка сотрудников и их искренность не гарантируют продукт высочайшего уровня. Никто не говорит, что в игре не будет косяков, багов и так далее. Вам может не нравиться новая «Фифа», но в одном сомневаться не приходится — сил в неё вложено какое-то адское количество. И это не преувеличение. Масштаб производства и правда поражает.
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Как создатели FIFA снимают фильм «Трон»
Например, чтобы виртуальный футболист двигался ровно так же, как настоящий, в офисе есть отдельный корпус. Целое здание, посвящённое лишь одному элементу «Фифы». «It's top, top-secret», — добавляет статуса нашему визиту Дрю. «Тысячи людей работают в EA и ни разу не заходили внутрь Motion Capture».
Но нам позволено всё — почти как Криштиану Роналду в «Фифе». Главный отсек MP — огромное пространство, окружённое сотней красных точек, то бишь камер. На самом деле его в небольших дозах вы могли видеть в трейлерах и роликах, посвящённых FIFA. Это тот самый «инкубатор», где на футболистах проводят испытания.
К счастью, безопасные для их здоровья. Игрок надевает специальный костюм серого цвета, на котором расположено аж 65 маркеров. Именно они в тандеме с камерами фиксируют любое движение тела футболиста.
Для имитации льда в NHL в Motion Capture и вовсе завозят искусственный лёд. Для футбола соответственно укладывают синтетический газон.
«С каждым годом мы делаем шаг навстречу реализму. Я вспоминаю, как когда-то мы просто брали фотографию футболиста — и всё, — предаётся воспоминаниям директор лаборатории Брэд. — На этом его разработка, по сути, заканчивалась. А теперь сюда приезжают лучшие игроки мира, мы их оцифровываем. И посылаем специальные бригады в топ-клубы, чтобы все их футболисты выглядели в игре точно как в жизни. Не поверите, но даже движение майки на теле определённого игрока мы тщательно разрабатываем!
Конечно, тысячи футболистов оцифровать пока нереально. Зато мы нанимаем игроков-любителей, чтобы создать несколько классический типажей для FIFA».
В общем, если вы неплохо умеете бить по мячу и вам нужны деньги — EA Sports вам в помощь. Если, конечно, не боитесь костюмов и сотен камер, направленных на вас.
Между прочим, сами спортсмены исключительно трепетно относятся к своим компьютерным клонам. «Один раз здесь в студии мы оцифровывали звезду NFL. Он вёл себя вальяжно, не напрягался. Потом, когда смотрел получившуюся модель, в ужасе закричал: «Это у меня такая жуткая причёска будет в игре?! Нет-нет! Подождите!».
В итоге этот знаменитый человек поехал домой, постригся, побрился, чуть ли не покрасился. На следующий день он, в наш выходной, заявился в офис со словами: «Вот, теперь я готов», — показательная история от Брэда.
Вообще панорама в Motion Capture отсылает к фильму «Трон». О стиле «киберпанк» здесь напоминают и красные огоньки-камеры, и стильный серый костюм, и почти полное отсутствие «обычной» мебели. Разве что красотки Оливии Уайлд не хватает. Впрочем, её роль в лаборатории взяла на себя Алекс Морган, звезда женского футбола, красующаяся на обложке игры в Северной Америке.
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Реалистично всё. Даже хвостики футболисток
Это одна из основных причин для гордости канадских разработчиков. На каждом стэйдже, в каждом помещении, во время каждой мини-экскурсии так или иначе проскакивают слова о девушках. Собственно, что в этом плохого?
«Скажу честно — сначала мы просто хотели на мужские тела «насадить» женские головы. Но быстро поняли, что это не вариант, совсем нереалистично. Потому создали, по сути, новую игру со своей физикой. Девушки двигаются именно как девушки. Не говоря уже о том, что сотни часов мы потратили на то, чтобы… длинные «хвостики» футболисток выглядели и болтались натурально», — слова продюсера игры Ника.
Да-да, даже такие мелочи волнуют программистов EA. Женские команды и правда освежают «Фифу» — в рамках пресс-тура процентов 70 журналистов играют именно за дам. И никак не могли остановиться.
— Но почему нельзя играть женской командой против мужской? Я вот хочу со своей девушкой сыграть в FIFA, — интересуется корреспондент «Чемпионата» во время брифинга.
— Мы всё-таки за реалистичность. В жизни такие матчи, на официальном уровне, невозможны. Потому их нет и у нас.
Зато во время матча слышны даже кричалки команд и сборных. В том числе женских. «Мы специально просили телевизионщиков разместить для нас 25 дополнительных микрофонов на топовых, реальных матчах. Отсюда и такое качество звука, правильность всех речовок и скандирований», — информация от звукорежиссёра Тома, на фоне шарфа «Манчестер Юнайтед» говорящего об аудио составляющей игры.
В EA Sports знают, как закрыть Месси
Если поговорка о том, что только рискованные люди пьют шампанское, правдива, то в офис ЕА нужно срочно завезти сотни бутылок «Советского». Ведь разработчики действительно пошли на крайне рискованный шаг. В новой версии невозможно, как в предыдущей, только за счёт скорости, рывка, элементарных движений в сторону проходить половину команды и забивать «халявные» голы. Игроки стали намного медленнее, неповоротливее, реалистичнее. Теперь для гола нужно включать мозг, а не только зажимать пару клавиш.
Говоря проще, FIFA стала по-настоящему сложной, интеллектуальной игрой. Такой подход может отпугнуть многих подростков, увлекающихся серией. Впрочем, привлечёт большее количество аудитории 25+. Ценящей в игре вовсе не протеиновые забеги Роналду, а конструирование сложносочинённых атак.
«Мы хотим, чтобы можно было играть разными стилями. И «тики-такой», и мощным, наступательным футболом с большим количеством длинных передач, и оборонительную тактику использовать. Чтобы игрок подстраивался под каждого соперника, думал на поле. Как и происходит в реальной жизни», — ещё одно откровение разработчиков.
Особенно хороши теперь защитники. Они наконец-то не изображают (с успехом) столбов, а двигаются по полю. Не лихорадочно, а с умом. Притом разработчики очень скрупулёзно изучали эпизоды «настоящих» матчей, чтобы создать виртуальные.
Перед нами сидит улыбчивая троица — Марк, Стэнли и Хорхе — словно герои очередного американского ситкома. Серьёзный мулат Марк, чернокожий «учёный» Стэнли в очках размером с его голову и испанец Хорхе с характерно смешным акцентом. Но рассказывают они вовсе не шутки голливудских сценаристов, а о нововведениях в «Фифе».
«Вот смотрите, это эпизод из матча «Барселоны». Типичный стиль Лионеля Месси — подбирает мяч на фланге и резко смещается с ним в центр в поисках пространства. Что обычно делают в этот момент защитники соперника? Правильно, они выдёргиваются на него, лишая аргентинца свободы. В предыдущей версии защитники были бы пассивны. А теперь, благодаря новому искусственному интеллекту, они читают игру. И, соответственно, в данной ситуации, закрывают зону», — на примере одного простого ролика Марк фиксирует трансформацию обороны.
Ещё одна важная фишка новой FIFA — no touch dribbling. То есть дриблинг без касания мяча. Это вовсе не «нововведение ради нововведения» формата «вам больше заняться нечем, что ли?!». По сути это мини-революция. В очередной раз повышающая реалистичность игры.
Раньше игрок в «Фифу» всегда трогал мяч. О'кей, можно было намеренно промахнуться по мячу при ударе — но это уже удел цирковых сотрудников. А не серьёзных геймеров. В остальном — при ведении мяча управляемый футболист всегда его касался. Тогда как в реальном футболе есть немало движений вокруг мяча, способов обмануть, запутать защитника. Без касания.
«Теперь вам не обязательно сутки напролёт тренировать сложные финты, чтобы пройти защитника. No touch dribbling технически исполнять очень легко. Опять-таки в нём намного важнее скорость вашего мышления, хитрость, а не ловкость рук», — уверяет Стэнли.
Наконец, Хорхе сообщает: «При навесах форварды лучше открываются. В 15-й они просто ждали мяча вместе с защитником. В новой версии нападающие открываются за спины, выпрыгивают в движении. Это добавляет вариативности вашим атакам с флангам, да и смотрится динамичнее, реалистичнее».
Без этого слова вообще тяжело говорить о новой «Фифе». Реализм здесь действительно повсюду. Скажем, новый вид передачи — pass with purpose — позволяет вскрывать оборону разрезающей, но довольно сильной передачей. Соответственно больше вероятность, что мяч достигнет адресата. Только вот обработать его будет тяжелее, чем при обычной передаче.
«Даже празднований стало больше. Теперь, например, вы можете отметить гол вместе с запасными игроками команды. Или поцеловать камеру», — на этой позитивной ноте троица из Ситкома завершает своё выступление.
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»
Почему в Ultimate team иногда не стоит брать Криштиану Роналду
Напоследок о самом популярном режиме FIFA — Ultimate team. Он же и самый критикуемый. В этом году разработчики сделали всё возможное, чтобы геймеры получали удовольствие. А не тратили свои бесценные нервы. Новых, удобных мелочей здесь масса — от более быстрого распределения карточек из пака до полной графической информации о твоей команде во время матча. Наконец-то соперник будет понимать, кто у тебя вышел на замену — обычная версия игрока или In-form.
«Ваша команда как ваш аватар. Естественно, вы хотите, чтобы все его увидели.
Собираете команду, чтобы в том числе и ей хвастаться, гордиться. Почему нет?» — объясняет своё решение креативный директор режима Джон.
Главная новинка — режим FUT Draft. В демо-версии уже многие с ним ознакомились, скажу вот о чём: мы играли в полную версию, со всеми существующими игроками. С ними, с одной стороны, собирать команду отчасти вслепую действительно увлекательно и нешаблонно. С другой, не волнуйтесь, хорошую химию смастерить не так уж и сложно. Скажем, самым очевидным вариантом — создать клуб АПЛ.
«Мы хотели, чтобы всем игрокам были доступны топ-футболисты. Ведь на Роналду или Пеле можно копить целый год. А тут они выпадают регулярно. Кроме того, всегда классно «юзать» новые тактики. Я вот всю жизнь использовал только 4-3-3. Благодаря драфту понял, каким дураком я был», — ещё одно откровение Джона.
Схема ставит перед геймером любопытный выбор — брать футболиста сильнее или лучше подходящего под схему. Типичная история — в первом же драфте я имел возможность выбрать капитаном Роналду. Что зачем-то и сделал. Казалось бы, лучший игрок в FIFA, машина по забиванию голов и прохождению защитников, кто может быть лучше?
Всё бы здорово, но схема у меня была 4-2-3-1, узкая. Та, где три центральных атакующих полузащитника и соответственно один центрфорвард. То есть Роналду попросту некуда было ставить. Такая вот ситуация — коварная. Оттого ещё более интересная.
Как, судя по всему, и сама игра. Вы совершенно не обязаны любить FIFA16, но хотя бы потратить часок-другой на демо-версию настоятельно советую. Это того стоит. В конце концов, для вас работали люди, живущие в раю.
Антон Матвеев
Фото: Антон Матвеев, «Чемпионат»