Женское начало: что нас ждёт в FIFA 16
Станислав Ломакин
Комментарии
За три месяца до выхода FIFA 16 мы сыграли в её предварительную версию, где впервые представлены не только мужские, но и женские команды.

О главной новинке футбольного сериала FIFA — не того, что про коррупцию, а одноименной видеоигры — стало известно в мае: в FIFA 16 впервые можно будет сыграть за женщин. Разумеется, это не единственная хорошая новость про FIFA 16. На закрытой презентации игры в Кельне разработчики заявили, что будет изменен каждый элемент игрового процесса. О тонкостях этого заявления поговорим чуть позже, пока же о главной новинке FIFA 16 — о женщинах, за которых мы играли впервые в жизни (и одними из первых в мире).
***
В FIFA 16 представлено 12 женских национальных сборных, среди которых нет России, — та не пробилась чемпионат мира, проходящий сейчас в Канаде. В это число также не попали действующие чемпионки мира из Японии. Впрочем, когда FIFA 16 выйдет, в женском футболе будет уже новый чемпион. Играть женские команды могут только между собой, хотя в играх FIFA известны и более странные расклады, чем женщины против мужчин — например, на поле могут выйти две «Барселоны».

Введя в игру женские команды, разработчики фактически подписались на создание нового симулятора. Если бы дело происходило в 90-е годы, когда игры выглядели схематично, было бы проще: игрокам мужского пола прикрутили бы женские головы — и симулятор женского футбола готов. За последние 15 лет виртуальный футболист превратился из плоской анимированной картинки в модель живого человека, настоящий живой организм. Так повелось, что организм мужского пола. Нужно было создать такой же — только женщину.

Несмотря на все разговоры о равенстве полов, в случае со спортом различия очевидны всегда. Например, в женском футболе так или иначе слабее физика: футболистки, например, не так сильно бьют по мячу. В игре это решается «подкруткой» внутренних параметров виртуального футболиста. Более важной проблемой стало то, что женщины и мужчины по-разному выглядят и двигаются, у них разные пропорции. Это заставило разработчиков изменить методы изображения игроков на поле. Например, у женщин длинные волосы, хоть и стянутые в хвостики и косички — и если бы они не двигались во время игры, это выглядело бы странно. Волосы пришлось «оживить»; теперь это распространяется на всех, включая и мужчин с длинной шевелюрой. Но и это не самое сложное. Футболисток в EA Sports заново учились рисовать и анимировать. В процессе стало понятно, что это поможет лучше изображать и футболистов неординарного сложения. Таких, как Питер Крауч, чьих аномально длинных ног так не хватало в видеоиграх, или его полная противоположность Матьё Вальбуэна.

В процессе разработки FIFA 16 футболистки участвовали лично

В процессе разработки FIFA 16 футболистки участвовали лично

В результате EA Sports добилась своего: созданная ими игра больше всего напоминает именно женский футбол. Визуальные различия очевидны. В то же время при игре четко ощущается разница в поведении на поле, скорости, силе ударов игроков. Все это не просто урезано по сравнению с игроками мужского пола, но в самом деле похоже на динамику женского футбола. Ну и если говорить совсем прямо — это совершенно новые ощущения от игры в FIFA.

Появление женщин в FIFA 16 — красивый ход и важный шаг для игры в целом, но он лежит на поверхности. Помимо женских команд в FIFA 16 ожидаются и более важные изменения.

Разработав для FIFA 15 новую технологию Ignite, отвечающую за графику и происходящее на виртуальном поле в цело, в FIFA 16 EA Sports сосредоточились на её улучшении. Это не значит, что нас ждёт совсем другая игра (позже мы убедились в этом лично), но продюсеры сами признают, что в игре есть проблемы. Одна из самых известных — дисбаланс скоростных игроков в атаке. В реальном футболе скорость игрока важна, но в FIFA 15 это привело к тактическому однообразию.

Быстрые форварды регулярно и без шансов убегают от защиты, и в итоге самой доступной тактикой становятся забросы за спину оборонительных игроков. При наличии такой простой тактики остальные используются редко. Что до защитников, даже ручная настройка тактики (до этих дебрей добираются немногие) не всегда спасает от провалов. Словом, ценность быстрых игроков в FIFA 15 сильно завышена; в сообществе игроков для любителей «бегунков» придумано неприличное слово «pacewhore».

Все это понимают в EA Sports. Продюсер FIFA 16 Аарон Макхарди — некогда профессиональный футболист («Ванкувер» и даже молодёжная сборная Ямайки) — показывает на экране эпизоды из реальных матчей премьер-лиги из FIFA 15. Все внимание на действия защитников: реальный Джон Терри в матче против «Сити» в несколько шагов покрывает метров десять по диагонали, из центра поля к своей штрафной. В FIFA 15 игроки банально не умеют перемещаться, как Терри; они двигаются по-другому, и это касается не только центра защиты, но и всех игроков на поле. Важно понимать, что речь идёт о поведении искусственного интеллекта. Без него никак: уследить за всеми игроками на поле самому невозможно, и зачастую проигрываешь из-за несостоятельности компьютерного «напарника». Грубо говоря, виртуальные нападающие убегают от защиты, а защитники и полузащитники не возвращаться назад и не страхуют друг друга. В результате форварды постоянно убегают в чистое поле, один на один с вратарём. В FIFA 16 ситуация улучшилась. Поначалу создается впечатление, что игра стала медленнее. Условные Думбия или Эменике (из-за описанных выше проблем атлетичные африканцы стали одними из лучших в игре) теперь не могут просто оторваться от защитников. Игроки обороны в самом деле лучше перекрывают зоны и не дают простора нападающим. В итоге в FIFA 16 провалы в обороне случаются значительно реже.

Защитники стали действовать умнее и во время розыгрыша стандартных положений. Показательная ситуация: с углового в FIFA 15 можно эффективно пасовать на игроков, стоящих у входа в штрафную площадь – и это готовый опасный момент. В FIFA 16 все немного иначе: если защитники замечают, что подача идет не в штрафную, они молниеносно выдвигаются навстречу мячу и стараются прервать передачу.

Все это, повторимся, делает искусcтвенный интеллект, тем самым помогая игроку. Что касается нашей роли в FIFA 16, мы всё так же переключаемся между виртуальными футболистами, но имеем чуть больше возможностей, чем раньше. Например, это новые подкаты. Длинный подкат в FIFA 15 — путешествие в один конец, но с разными исходами. «Бросаясь» на атакующего соперника, можно либо выбить мяч и эффектно перейти в контратаку, либо — что случается чаще — пролететь мимо и выпасть из игры. В FIFA 16 подкат можно прервать — если вы вдруг поняли, что промахнулись, повторное нажатие на кнопку заставит игрока сгруппироваться и быстрее встать. Другой полезный трюк — финты без мяча. Зажав специальную кнопку, игрок слегка отпускает от себя мяч и может делать ложные движения вокруг него. Как и в реальности, такие трюки часто использовать не получается — но есть мгновения, когда они как нельзя кстати.

Разобраться во всех тонкостях FIFA с каждым годом всё сложнее. В игре постоянно появляются новые фишки, в то время как большинство рядовых игроков всё ещё не в курсе старых. Изначально для обучения в FIFA был простой режим тренировки; позже появился режим Skill Games — свод упражнений с мячом, обучающий каждому аспекту игры. В FIFA 16 всё это осталось, но появился ещё один способ научиться играть. В новом режиме тренера подсказки поступают прямо во время игры, появляясь над головой активного игрока. Сначала всё просто: если вы без мяча, игра подскажет, что вы можете либо прессинговать, либо переключиться на другого игрока; с мячом — отдать пас или сделать навес. От базовых вещей «тренер» постепенно переходит к сложным, вроде обводки и кручёных ударов, натаскивая игрока прямо в бою. Подсказки появляются и исчезают довольно быстро, к ним нужно привыкнуть. В принципиальном матче этот режим помешает — из-за текста на экране плохо видно мяч — и лучше всего его использовать при спарринге с компьютером.

В завершение — о традиционной косметической «подтяжке» игры. В FIFA 16 не ожидается прорыва в плане графики: он уже случился в FIFA 14 и теперь мы как бы пожинаем его плоды. Например, в игре сделали новые текстуры кожи, из-за чего футболисты стали выглядеть более реалистично. Также продолжили эксперименты со светом (особенно в вечернее время) и погодой (появился легкий туман). Из забавных деталей — разумеется, появился судейский спрей. Словом, игра стала выглядеть чуть лучше — эту планку разработчики каждый год стараются приподнять хоть немного.

До выхода FIFA 16 осталось не меньше трёх месяцев. Разработчики пообещали выйти на связь как минимум ещё раз, чтобы рассказать об изменениях в режимах карьеры (где их не было очень давно) и Ultimate Team — FIFA ждут перемены не только на поле, но и за его пределами.

FIFA 16 поступит в продажу в сентябре 2015 года для PC, Xbox One, PlayStation 4 и консолей прошлого поколения.

Комментарии