Успех той или иной национальной сборной на крупных континентальных соревнованиях всегда порождает интерес к её баскетбольным представителям из-за океана. Однако российская команда представляет собой исключение из правил: ни после успехов на чемпионатах Европы, ни после медалей планетарного форума повышенного спроса на наших спортсменов из НБА не наблюдалось. И это несмотря на то, что в составе дружины всегда хватало интересных игроков, а путь в Штаты был уже проторен предшественниками. Попробуем разобраться в причинах парадоксальной тенденции.
Неудачные опыты адаптации
За последние 20 лет в составах команд сильнейшей лиге мира числилось всего семь россиян. Кто-то, как Сергей Базаревич, пытал счастья ещё в лихие 1990-е сразу после распада СССР. Другие — как Никита Моргунов — предпринимали попытки закрепиться в американской системе на стыке веков. Однако ни им, ни парням новой волны (Павлу Подкользину, Ярославу Королёву, Сергею Моне, Виктору Хряпе) так и не удалось выбить у американских тренеров кредит доверия, достаточный для проявления себя на должном уровне. Чаще всего на пути игроков становились травмы, провоцировавшиеся непривычно высокими нагрузками, проблемы с ментальной адаптацией и трудности при поиске ниши в командных схемах. Особенности заокеанского стиля столь разительно отличались от моделей, проповедовавшихся в Европе (и в России в особенности), что требовали от игроков кардинальной ломки привычных устоев. На это требовалось время, которое наставники НБА предоставить подопечным не могли. Вот и получалось, что после нескольких лет маринования на лавке российские спортсмены покидали Штаты с чувством глубокого разочарования от нереализованных возможностей. Тамошние же специалисты и скауты все сильнее укоренялись в мысли относительно низкой перспективности и продуктивности нашего рынка рабочей силы.
Феномен Андрея Кириленко, в 1999-м ставшего самым молодым европейским игроком, когда-либо выбиравшимся на драфте, по идее, должен был изменить ситуацию. Ведь обосновавшийся в «Юте» форвард постепенно превратился в лидера команды, одного из элитных стопперов всей лиги, заслужил приглашение на Матч всех звёзд и в итоге получил предложение многомиллионного долгосрочного контракта. Соглашение, рассчитанное на шесть сезонов и обошедшееся «Джаз» в 86 млн долларов, формально подтвердило вхождение АК-47 в когорту элитных исполнителей, поскольку для американского спортивного рынка такого рода сделки зачастую реальный показатель ценности в структуре лиги. Кроме того, Кириленко регулярно выступал за сборную России. И с успехом демонстрировал, что переключаться с американского стиля на европейский и обратно парни из России при желании могут без потери качества.
Увы, пример Андрея так и не разрушил стереотип в американском сознании. Хуже того, в начале века функционеры НБА получили на руки дополнительный аргумент, укрепляющий их в своей вере — российские баскетболисты не могли быть готовы к реальным вызовам за океаном, поскольку не имели постоянной игровой практики. А причиной тому являлось…
Засилье легионеров в национальных топ-клубах
Достаточно даже беглого взгляда на ростер ЦСКА времён гегемонии в Евролиге или определения стилеобразующих фигур в системе московского «Динамо»-2005/06 да казанского УНИКСа-2010/11, победивших в Еврокубке, чтобы понять справедливость американского скепсиса. Лицо российских команд определяли сплошь иностранцы, которым отводились не только колоссальные отрезки игрового времени, но и все ключевые роли в комбинационных взаимодействиях. За редчайшим исключением доморощенные исполнители довольствовались статусом ролевых игроков, а то и вовсе просиживали штаны на лавках запасных. Парни же, начинавшие проявлять себя в клубах средней руки на правах аренды, чаще всего американских скаутов не интересовали даже при попадании в их поле зрения. С одной стороны, потому что баскетболисты зачастую выглядели лишь на уровне партнёров. С другой — их технико-тактический арсенал был вполне приемлем для Суперлиги, но в разрезе требований НБА не дотягивал даже до минимальных высот. Людям из Штатов было куда выгоднее набирать на драфте пачками молодняк из лиг Испании, Турции или Франции, поскольку представители оных регулярно закалялись играми на международной арене и позволяли себя равнять по лучшим европейским образчикам. Тогда как любой российский исполнитель представлял собой кота в мешке, толком и не нюхавшего пороху реальных континентальных битв.
Возможность много зарабатывать в России
Впрочем, много говоря о далекой американской мечте, сами российские баскетболисты (особенно молодые) зачастую не стремились её осуществлять на деле. Причиной тому стали взлетевшие за облака оклады, что выбивались для сколько-нибудь талантливых доморощенных игроков агентами. Регламент, называвший присутствие несколько местных спортсменов не только на скамейке, но и на площадке обязательным, вынуждал клубы подписывать боеспособных соотечественников любой ценой. В результате «гонка вооружений» привела к совершенно неадекватной ценовой политике в отношении россиян и взорвала рынок как таковой… Лишь после того как во всю мощь разразился финансовый кризис, финансовые реки более-менее вернулись в приемлемые берега и сократили количество переплат. Тем не менее даже сегодня в России юные таланты получают больше, нежели первогодки НБА, и на финансовые предложения местных грандов смотрят куда охотнее, нежели на перспективу отправляться за океан и там строить свою баскетбольную жизнь с нуля.