После двух лет, проведённых за пределами баскетбольной площадки, 41-летний Рэй Аллен официально объявил о завершении карьеры. Защитник, известный во всём мире невероятными снайперскими способностями, провёл в сильнейшей баскетбольной лиге мира 18 сезонов. Рэй-Рэй завоевал два чемпионских титула, десять раз участвовал в Матчах звёзд, стал лидером НБА по количеству реализованных трёхочковых бросков, а также получил немало других наград. Аллен никогда не становился MVP, его не называли лучшим игроком всех времён, а лига не пыталась сделать его своим лицом, но он навсегда займёт особое место в истории НБА.
Начало пути
В университет Коннектикута Аллен попал благодаря Карлу Хоббсу, который тогда занял должность помощника главного тренера. В баскетбольной команде «Хаскис» Рэй провёл три сезона. В 1995 году он был признан лучшим спортсменом по версии федерации баскетбола США. Сравнивая игру Аллена с Айверсоном, который тогда являлся главной звездой на уровне университетов, Джим Калхун, тренер «Хаскис» сказал: «Айверсон всё усложняет, Аллен пытается сделать проще».
Добившись немалых успехов в университете, Рэй стал одной из главных целей команд, получивших право выбора в первой десятке драфта-1996. В итоге отдать свой пятый пик за Аллена решила «Миннесота». Боссы «Тимбервулвз» не дождались конца церемонии и возможно совершили одну из величайших ошибок в жизни, обменяв защитника в «Милуоки» на Стефона Марбери. В свой четвёртый сезон Рэй набирал уже по 22,1 очка за матч, а «Бакс» вышли в плей-офф, где в первом раунде уступили «Индиане». В том же сезоне Аллен впервые попал на Матч звёзд. За 17 минут игрового времени, отведённого ему Джеффом ван Ганди, Рэй отметился 14 очками, став третьим по результативности среди игроков команды Восточной конференции.
В 1998 году в прокат вышел фильма «Его игра» режиссёра Спайка Ли, главные роли в котором достались Аллену и Дэнзелу Вашингтону. Персонажа Рэя зовут Иисус Шатлсуорт. Защитник был настолько убедителен, играя лучшего молодого баскетболиста Америки, что Иисус Шатлсуорт стало одним из прозвищ Аллена на долгие годы.
В 2001 году Аллен и «Милуоки» оказались в шаге от финала плей-офф, но 26 очков Рэй-Рэя в решающей игре с «Филадельфией» оказалось недостаточно. Демонстрируя отличные результаты на баскетбольном паркете, защитник не забывал оставаться примером для подражания и за его пределами. Он не покрывал своё тело бесчисленным количеством татуировок, не заплетал дреды, не носил ювелирные украшения размером с ладонь Шакила О`Нила.
Аллен оставался обычным парнем с широченной улыбкой, и его интересы разительно отличались от тех, которые были популярны среди подавляющего большинства игроков НБА в те годы. Рэй интересовался искусством, с завидной регулярностью посещал картинные галереи и играл на фортепиано.
«Суперсоникс» и «Большое трио»
Не дождавшись увольнения Джорджа Карла, с которым у Аллена были не самые тёплые отношения, защитник обменяли в «Сиэтл» в 2003 году. В новом клубе карьера Рэя пошла в гору. Именно в «Суперсоникс» он стал регулярно вызываться на Матчи звёзд, а также выдавать лучшие статистические показатели в карьере. Сезон-2006/07 защитник завершил с результативностью 26,4 очка за матч. Несмотря на все старания Аллена, его команды не добивались выдающихся результатов. Летом 2007 года молодой генеральный менеджер Сэм Прести обменял его в «Бостон», в котором тогда строилась суперкоманда.
Вместе с Полом Пирсом и Кевином Гарнеттом Рэй Аллен образовал «Большое трио», которое в первый же год сделало «Селтикс» 17-кратным чемпионом НБА. В «Бостоне» результативность Аллена стала снижаться, а вот точность бросков, наоборот, росла. Аллен помог «Селтикс» выйти в финал плей-офф-2010, но в этот раз «Лейкерс» с Коби Брайантом и Филом Джексоном оказались сильнее. В это же время на Востоке возникает ещё один суперколлектив, автором которого стал Пэт Райли, сумевший собрать в одной команде Леброна Джеймса, Дуэйна Уэйда и Криса Боша. Именно флоридская троица захлопнула чемпионское окно «Бостона», которое длилось пять лет.
Шестая игра
Ещё будучи игроком «Селтикс», Аллен использовал понятие «Тёмная сторона» из «Звёздных войн», чтобы охарактеризовать изменения в «Майами». Но с течением времени и сам Рэй поддался соблазну, ступив на «тёмную сторону». Уже немолодой защитник подписал контракт с «Хит» в 2012 году. Тогда Аллену было 37 лет, он отказался от более выгодного предложения «Бостона», и в глазах баскетбольной общественности ветеран казался обычным охотником «за гайкой», согласившимся ради этого на небольшую роль на площадке. Всё изменил тот самый бросок в шестой игре финальной серии против «Сан-Антонио» при счёте 95:92 в пользу техасцев. Каждый, кто смотрел этот матч, помнит как Рэй-Рэй получил передачу от Криса Боша, и, оказавшись за трёхочковой линией, бросил мяч в кольцо через руки Тони Паркера. Аллен перевёл игру в овертайм, в котором «Хит» дожали дружину Грега Поповича. В седьмом поединке игроки «Майами» имели психологическое преимущество, которое помогло им вновь стать чемпионами НБА.
Бросок Рэя стал символом той финальной серии, но мало кто знает, что он готовился к нему всю карьеру. Ещё в «Милуоки» Аллен отрабатывал движение, при котором он должен был поймать мяч после передачи и без единого шага оказаться за трёхочковой линией. «Впервые я увидел, как он отрабатывает это движение в начале тренировочного лагеря. Он сказал, что делает это для ситуаций, когда команда делает подбор на чужом щите», – сказал Споэльстра.
Самый главный момент – бросок, спасший чемпионство – это венец продолжительной карьеры Аллена, построенной на кропотливом труде и идеальном исполнении. Точное попадание в столь нужный момент останется в памяти болельщиков навсегда: «Я поражаюсь людям, которые видели этот бросок. Известные люди, обычные люди, куда бы я ни пошёл, все хотели поговорить о том моменте. Но главное — это не я и не моё попадание, а все эти люди, которым довелось увидеть его».