Сюжеты о том, как спортсмены после завершения карьеры находят себя в обычной жизни, в российском спорте не часты. Нам показалось, что история Александра Морозова, бывшего игрока баскетбольных ЦСКА и «Триумфа», который ещё недавно играл за молодёжную сборную России, повесил кроссовки на гвоздь в 22 года, а теперь пытается стать рэп-звездой и основателем своей школы баскетбола, как минимум необычна.
«Иногда сходишь с ума, когда думаешь, от чего отказался»
– Несколько лет назад ваше имя было на слуху: ЦСКА, молодёжная сборная России, выступление на первенстве Европы U20. Почему уже в 22 года решили закончить с баскетболом?
– Моя жизненная позиция: никогда нельзя заниматься тем, к чему не испытываешь страсти. Решение я принял
твёрдо и не мешкал: сообщил руководству «Триумфа» об этом и уже на следующий день не имел никакого отношения к клубу. Хотя, конечно, первые моменты чувствовал себя, как во сне. Я бросил то, чем занимался всю жизнь. Первые три-четыре месяца было очень тяжело и непонятно. Но в итоге всё уравновесилось. Я увидел другой мир и начал новую жизнь. С тех пор прошло четыре года, но я нисколько не жалею о том решении.
– О чём вы мечтали, когда оказались в профессиональном баскетболе, почему это не сбылось?
– Как и многие, хотел пробиться в НБА. В 14-15 лет такой потенциал у меня точно был. Тренеры и агенты это видели. Выступал вместе со Шведом, Карасёвым, Валиевым, Вихровым, Хвостовым, выходил играть против Мозгова, Папаниколау. Всё было реально. Но с годами моё стремление убили атмосфера в клубах и отношение к игрокам. Когда перешёл в «Триумф», то, понятно, уже ни о какой НБА и заикаться не стоило. Последние два года я не хотел ходить на тренировки вообще.
– Что вы имеете в виду под атмосферой и отношением к игрокам?
– Да всё просто: тренер тебя постоянно унижает, использует ненормативную лексику, оскорбляет тебя, как личность, упоминает семью. Это в то время, когда детям по 15–16 лет. Считая тебя полным нулём, говоря, что ничего из тебя не выйдет… После такого, думаю, не у многих останется желание вообще хоть что–то делать. И всё это на протяжении четырёх лет.
– Бывают истории, что игрок раскрывается поздно, не думали, что, возможно, это ваш случай?
– Мысли такие периодически возникают. Я и сейчас могу вернуться и играть на высоком уровне, мне всего 26. Но как представлю постоянный режим и ничего, кроме него (а по-другому не получится, если вести речь о профессиональной карьере), мне уже не хочется назад. Видимо, я очень жёстко наелся этой жизнью.
– Вас даже не мотивируют те зарплаты, которые платятся сейчас игрокам российских клубов?
– Конечно, иногда сходишь с ума, когда понимаешь, от чего отказался. Но я никаких больших денег в своей карьере не видел. Семь лет подряд получать не больше 30 тысяч рублей мне тоже надоело. Это не стимул. И когда заканчивал, успокаивал себя в том числе и этим. Хотя в тот сезон, когда завязал, были предложения на 100 тысяч или даже больше. Может быть, сейчас получал бы совсем неплохо. Но выбор сделан, осознанно и без сожалений.
«Русские игроки получали сотни тысяч, иногда миллионы»
– Наверняка игрокам было известно, сколько получают легионеры и ведущие игроки в своих клубах?
– Я знал, что это 8-10 млн рублей в месяц.
– Это была зарплата кого-то из ваших одноклубников?
Как и многие, хотел пробиться в НБА. В 14-15 лет такой потенциал у меня точно был. Тренеры и агенты это видели. Но с годами моё стремление убили атмосфера в клубах и отношение к игрокам.
– Джефферсона, который в «Красном Октябре» играл прошлый сезон. Русские тоже хорошо получали. Сотни тысяч. Кто-то миллионы.
– Среди игроков вашего возраста зарплата в 30 тысяч рублей была нормой? Как игроку молодёжной сборной могли платить такие деньги?
– Да, такая вот была ситуация. В том же «Триумфе» я относился к молодёжному составу, но среди сезона плотно уже попадал в основу. Причём не проигрывал лидерам. Тем не менее. Переехать в другой город, в Европу? Мысли были, но не тянуло совершенно. К тому же я тогда уже увлёкся музыкой и мне было важно писаться на одной конкретной студии с определённым звукорежиссёром в Москве. Надо было выбирать.
– Увлечение музыкой насколько серьёзно?
– Очень серьёзно. Я уже получил дополнительное образование по работе со звуком, аранжировкой, под псевдонимом INII записал более 150 треков в стиле рэп. Недавно записали совместную композицию с Кириллом Андреевым из «Иванушек», в следующем месяце планируется презентация нашего клипа, релиз в Интернете, а 30 ноября – выход моего нового альбома. Это то, от чего я получаю нереальное удовольствие. Это – моё и действительно мне по душе. Могу потратить на музыку целый день.
– Рэп уже можно назвать вашей работой в том смысле, что он приносит деньги?
– На данный момент заниматься исключительно музыкой возможности нет. Поэтому, помимо всего прочего, работаю детским баскетбольным тренером в школе, в которой начинал. Надо приносить деньги, кормить семью. Но уверен, что смогу добиться успеха в музыке. Главное – пиар и раскрутка. Чем больше тебя везде показывают, тем популярность выше. Чем выше популярность, тем больше денег, как бы ты хорошо или плохо ни делал своё дело. Вот Тимати – классический продукт пиара.
«Того, что я хочу предложить, нет даже в НБА»
– В конце лета вышло видео, где Сергей Карасёв презентовал ваш проект «Фабрика баскетбольных звёзд». Расскажите поподробнее об этом.
Я никаких больших денег в своей карьере не видел. Семь лет подряд получать не больше 30 тысяч рублей мне тоже надоело. Это не стимул.
– Да, мы с игровых времен продолжаем общаться, и мне очень приятно, что Сергей поддержал мою идею и сказал, что поможет с продвижением. Считаю, что он правильно сделал, вернувшись из НБА домой. Без игровой практики, сколько бы ты ни тренировался, как игрок неминуемо начинаешь деградировать. Потом можно вообще не втянуться. Лучше использовать любую возможность выходить на площадку.
– Как вам пришла идея создать свою баскетбольную школу?
– Моя мысль в том, что нынешняя система подготовки игроков направлена только на развитие физических качеств и навыков, причём программа устарела ещё десятки лет назад. Особенно это касается детских спортивных школ. Моя цель – внедрить новую форму в систему обучения баскетболистов. Безусловно, НБА – это эталон, их система самая мощная в мире. Но того, что я хочу предложить, такого я не видел нигде.
– В чём новизна?
– Развитие личности спортсмена, работа над своими мыслями и контроль сознания являются первопричиной высоких результатов. И такой подход, в совокупности с новейшими методиками развития баскетбольных качеств и физических данных, может помочь вырастить игрока экстра-класса за значительно меньшее время. Больно смотреть, как гениальные и талантливые люди прогорают и сдаются, когда до победы, возможно, оставалось всего пару шагов. Как в своё время пропал и я, не сумев в нужный момент контролировать себя и в итоге потеряв всякий интерес двигаться дальше.
– Мне кажется, или этот подход как-то связан с вашим увлечением эзотерикой?
– Да, определённо. В своё время, когда у меня был период серьёзных травм, я попал на приём к одному специалисту нетрадиционной медицины. Проблема была в многочисленных грыжах и протрузиях, то есть в том, что лечится операционно. Врач мне просто сказал, что если я буду продолжать так же жить, то инвалидность – ещё не самый плохой вариант. На меня это очень сильно повлияло. Спустя две недели грыжи исчезли. Хотя я
Моя мысль в том, что нынешняя система подготовки игроков направлена только на развитие физических качеств и навыков, причём программа устарела ещё десятки лет назад. Особенно это касается детских спортивных школ.
ничего не делал – только разговаривал с собой. Это, кстати, может быть новым этапом отношения спортсменов к своему здоровью, если я разовью это.
– Вам не кажется, что этому подходу столь же логично учить не только спортсменов, но и тренеров – это будет даже эффективнее?
– Именно поэтому мы планируем отдельную программу для специалистов. Правда, пока большинство из них, с кем я разговаривал, проявили полное безразличие. За одним исключением – моего первого тренера.
– Как бы вы сформулировали ближайшие цели?
– Я хочу быть услышанным широкой публикой, ездить на гастроли и собирать тысячные залы – раз. Создать баскетбольную школу нового поколения – два. И открыть собственную студию звукозаписи – это три. Вот так скромно.