Вы, наверное, уже заметили, что нынешний сезон для Коби Брайанта складывается далеко не идеально. Да, он до сих пор является одним из лидеров «Лейкерс» в таком компоненте, как результативность, но вот уже второй год кряду, к сожалению, до боли малоэффективен. Мамба по-прежнему исполняет огромное количество бросков (к чему, к слову, все давно привыкли), но всё меньше и меньше из них достигают цели. Возможно, именно в эгоизме кроется причина проблем с командной «химией» молодых «Лейкерс», которые никак не могут понять, в какой баскетбол им играть. К чести Коби стоит заметить, что временами он был крайне самокритичным, но факт остаётся фактом: он уже не тот, что прежде, одним умением признавать ошибки матчей ещё никто не выигрывал.
По мере того как мы наблюдаем за борьбой Брайанта с собой, возникает не очень приятный для поклонников баскетбола, но вполне резонный вопрос: а не пора ли ему на покой? В последний раз защитник выглядел самим собой в апреле 2013 года, когда заработал злополучный разрыв ахиллова сухожилия. Он, что было вполне ожидаемо, поспешил вернуться на паркет и после шести невразумительных матчей в сезоне-2013/14 вновь выбыл до конца. В прошлом сезоне Брайант принял участие в 35 поединках, а после получил очередную травму. К слову, ещё до повреждения показатели Коби не поражали воображения: реализация бросков с игры составляла всего 37,3%. То, что защитник «Лейкерс» демонстрирует в этом сезоне, во многом напоминает его выступления в сезоне прошлом: бросков много – «выхлопа», к сожалению, мало.
Контракт Брайанта истекает в конце этого года, и по мере того, как лучи былой славы греют Коби и его поклонников всё меньше, баскетбольный мир обсуждает не только роль звезды в следующем сезоне, но и ставит под сомнение целесообразность продолжения им карьеры в принципе. Ложкой мёда в бочке с дёгтем для живой легенды становится тот факт, что он не первый, да и, видит бог, не последний, кто попадал или попадёт в такую ситуацию. Сколько было тех, кто задержался в лиге, казалось бы, всего на один лишний год или, скажем, на три лишних года? Оглядываясь на былых кумиров, увидим, что со щитом карьеру завершили гораздо меньше, чем на щите. Большинство предпочитало играть до последнего, и их довольно трудно в этом упрекнуть. Только зачастую фанаты не могли без слёз смотреть на «муки» некогда великих. Дабы снять с Коби часть обвинений, вспомним и других игроков, чей закат карьеры стал не менее тернистым.
Патрик Юинг
Последний сезон в форме «Нью-Йорка» для Юинга складывался вполне достойно. В среднем за игру он набирал по 15,0 очка и совершал 9,7 подбора. По стандартам Патрика – не особо впечатляет, тем не менее весьма и весьма солидно. К большому сожалению, он решил на этом не останавливаться. Как результат – не похожий на себя Юинг в «Сиэтле». В регулярном чемпионате-2000/01 он выходил в стартовом составе в 79 играх, при этом совершал всего 8,7 броска с игры (на фоне 17,5 — в «Никс») и набирал жалкие 9,6 очка. Стоит ли объяснять, что это худшие показатели центрового. Казалось бы, после этого уроженец ямайского Кингстона был обязан повесить кроссовки на гвоздь. Но нет, Патрик решил перебраться во Флориду и посидеть на «скамейке» «Орландо». Чем это закончилось, догадаться несложно – он проводил на паркете менее 14 минут, а его результативность скатилась до позорных 6,0 очка. «Ему стоило завершить карьеру в «Нью-Йорке»», – скажете вы. «Задним умом все крепки», – ответит Большой Пэт.
Хаким Оладжьювон
Помните великого игрока «Торонто» Хакима Оладжьювона? Что значит — нет? Увы, после 17 славных сезонов в составе «Хьюстона» Хаким решил задержаться в лиге ещё на год и «попылить» в канадском коллективе. Сказать по правде, уже на закате выступлений в Техасе, невооружённым глазом было заметно, насколько снизился уровень игры Мечты. Но последней каплей стал именно год работы в Грязном Йорке. В первый и единственный раз в карьере Хаким не смог преодолеть отметку в 10 баллов в среднем за игру. Он принял участие в 61 игре за «Рэпторз», 24 из которых начинал на скамейке. Никто не собирается оспаривать величие Оладжьювона, но было бы глупо отрицать, что в том сезоне он напоминал бледную тень себя. Сейчас Хаким живёт и работает в Хьюстоне, где готов преподать урок игры в «краске» любому игроку НБА. И, судя по последним новостям, каждый из подающих надежды мечтает потренироваться с ним.
Карл Мэлоун
Едва ли у кого-то повернётся язык обвинить Карла Мэлоуна в малодушии за желание присоединиться к Коби Брайанту и Шакилу О’Нилу. Мэлоун провёл 18 славных лет в «Юте», за которые титул чемпиона ему ни разу так и не покорился, а без Джона Стоктона, завершившего карьеру, эти шансы в новом сезоне и вовсе стремились к нулю. Карл, а вместе с ним и Гэри Пэйтон перебрались в «Лейкерс» в попытке уйти красиво (читай, с «гайкой»). Пожалуй, Почтальон выглядел достойнее многих, пусть и не дотягивал до своих сумасшедших показателей в «Юте», собирая коллекцию из 13,2 очка, 8,7 подбора и 3,9 передачи в среднем за игру. За его плечами в Калифорнии были даже «трипл-даблы». И да, в защите, несмотря на возраст, Карл был всё тем же несокрушимым оплотом, периодически выигрывая для Коби и компании матчи своими оборонительными действиями.
К сожалению, он принял участие всего в 42 поединках регулярного чемпионата из-за повреждения колена. В плей-офф его средние показатели составляли 11,5 очка, 8,8 подбора и 3,4 передачи, но злополучная травма не переставала беспокоить форварда. Последний поход Мэлоуна за титулом обернулся провалом: «Лейкерс» достаточно сенсационно были биты в финале «Детройтом», а он отыграл только в четырёх поединках из пяти. Карл подумывал растянуть удовольствие ещё на сезон, чтобы достигнуть-таки заветной цели, но в итоге отказался от этой мысли. Как многие полагают, вовремя – никаких гарантий относительно ещё одного года достойных выступлений легенды в НБА никто бы не дал.
Майкл Джордан
Майкл Джордан в форме «Вашингтона» – пожалуй, наиболее подходящее сравнение с нынешним Брайантом. Неудивительно, учитывая, как Мамба стремился во всём походить на кумира. Его Воздушество упрямо тянул на себя одеяло в столичном коллективе, но его тело уже не могло угнаться за столь амбициозным игровым стилем, и на протяжении пары сезонов он всё меньше напоминал себя времен Космического Джема и многочисленных титулов MVP. Да, защитник демонстрировал вполне достойный баскетбол, набирая по 21,2 очка за вечер и периодически заставляя арены рукоплескать очередному инопланетному попаданию.
Тот этап карьеры нельзя занести в актив Эм Джею по одной простой причине: в форме «Уизардс» играл уже не баскетбольный небожитель, а простой смертный, и большинство поклонников отказывалось с этим мириться. Его игра в обороне оставляла желать лучшего, особенно когда Майклу противостояли молодые взрывные защитники. Однако если Коби удастся подтянуться хотя бы до уровня позднего Джордана, это станет большим прогрессом по сравнению с тем, как он играет сейчас.
Мэджик Джонсон
Во времена, когда деревья были большими, а Брайант ещё не являлся главной звездой «Лейкерс», эта роль принадлежала Мэджику Джонсону. На протяжении 12 лет он, вполне вероятно, был лучшим игроком в НБА. В 1991 году ему диагностировали ВИЧ, и Мэджик объявил о завершении карьеры. Исключением стало участие в знаменитом Матче звёзд и летний вызов под знамёна «команды мечты» для участия в Олимпийских играх. После этого Джонсон пропал с радаров, какое-то время входил в тренерский штаб лосанджелесцев, но любовь к баскетболу пересилила, и в 1996-м разыгрывающий решил возобновить выступления.
К несчастью для него и фанатов, Джонсон слабо напоминал того парня, на чью игру приходили посмотреть десятки тысяч. Во-первых, из-за приёма препаратов, призванных побороть болезнь, одновременно с работой в тренажёрном зале, он заметно прибавил в весе, во-вторых, уже не мог похвастаться некогда поразительной скоростью мысли и передвижения, хотя феноменальное видение площадки осталось при нём. Мэджик раздавал по 6,9 передачи за 29,9 минуты (единицы из нынешних форвардов способны на подобное), а его результативность резко пошла на убыль, что после четырёх лет простоя вполне объяснимо. Благо, Мэджик реально смотрел на вещи и после 32 игр регулярного чемпионата, к облегчению многих, объявил о завершении карьеры. На этот раз окончательно и бесповоротно.