«Привет!
Меня зовут Пау Газоль – и это я смотрю на вас с этой фотографии.
Не верите? Само собой: борода, ставшая неотъемлемой частью имиджа (и, чего уж там, поводом для шуток), даже ещё пробиваться не начала, а до легендарной байки, из-за которой меня приняли в труппу «Улицы Сезам» без кастинга, оставалось ещё размера три-четыре. Снимку, сделанному прямо на паркете стокгольмской «Глоуб Арены», 12 лет. И на нём я не могу скрыть слёз, потому что проиграл дебютный в карьере финал топ-турнира.
Сказать по правде, и сейчас вряд ли объясню, как мы отдали золото команде, потерявшей по ходу поединка пятерых (!) исполнителей. Да и титула MVP жаль: набрав 36 очков при 12 подборах, уж точно не рассчитывал уступить почётную статуэтку Шарунасу Ясикявичюсу. Тем не менее, случилось именно так – 93:84 на табло, песни прибалтов в раздевалке через стену, от которых комок подкатывал к горлу, и брань Хуана Карлоса Наварро – первый и последний раз, когда я слышал что-то подобное от своего глубоко верующего партнёра и друга…
Почему все это рассказываю вам сегодня? Знаете, по доброй воле никогда бы из памяти шведские картинки не извлёк. Ведь в моём фотоальбоме есть уйма иных, куда более приятных кадров. И победа в чемпионате НБА, и триумф на мировом форуме, и серебро Олимпиады, которое при соперничестве с американцами можно приравнивать к золоту. Но накануне сегодняшнего финала у всех вокруг только и разговоров было, что о Евробаскете-2003. И ладно бы только вывеска зеркалила события давно минувших дней. Но люди находили всё новые и новые параллели с событиями в «Глоубе», чтобы «стокгольмским синдромом» вновь заболели все окружающие.
Отыскали, например, на трибунах в Лилле Гарбахосу с Наварро, чтобы нам с Фелипе Рейесом было ещё больнее вспоминать о былом. Подняли технические протоколы – и нашли руку судьбы в судейский назначениях. Ведь в Скандинавии финал судили те же Ламоника с Белошевичем, раздавшие в сумме 64 фола. Да и статистических параллелей наприводили столько, что «шведский» шрам, оставшийся на сердце, вновь стал наливаться болью. Хотя какой из меня Гарри Поттер, чёрт побери: вон в 2003-м тоже был лучшим бомбардиром турнира – и что, помогло это?..
В общем, мысли эти выхолащивали перед финалом намного сильнее усталости физической. Хотя и она 35-летнее тело истрепала порядком: после овертайма с французами не смог даже выйти из раздевалки, чтобы подняться на трибуны к фанатам и с ними отметить успех – так болели колени. Собственно, и сейчас, пишу эти строки для того, чтобы в тысячный раз не отвечать на одни и те же вопросы в микст-зоне, думая лишь о том, как поскорее опустить горящие от спазмов ноги в лёд. Вас ведь наверняка интересует, как мы смогли победить, за счёт чего, что я чувствую, глядя на табло, и вспоминаю ли 2003-й. Так вот давайте расскажу сам все коротко и понятно, а потом наконец-то уйду к парням пить шампанское.
Так вот. Йонас Казлаускас перед игрой много говорил о том, что Литва сильна командной игрой, – и обещал в финале вновь её продемонстрировать. Но мы-то знали, что это лукавство. Если остановить «двойки» Калниетиса и Валанчюнаса, то прибалты существенно потеряют в мощи. Отсюда и наша активная работа против «пик-н-ролла»: Фелипе и Никола вовсю помогали мне «внизу», а ребята на периметре гоняли защитников соперника. Плюс мы удачно меняли состав, угадывая с опекунами небьющих литовских форвардов. Защита вселила в команду уверенность: когда у соперника за стартовых 14 минут в активе всего 14 очков, то даже проигрыш своего щита не страшен. Да, где-то мы не подбирали (показатель 3-13 по отскокам, собранным в нападении, вообще-то в тайм-аутах бесил тренера Скариоло не на шутку), но блоки, сыпавшиеся на Валанчюнаса с Мачюлисом, это компенсировали.
Почему наше почти 20-очковое преимущество растаяло к большому перерыву? Хороший вопрос. Можно бы, конечно, списать провал на литовскую «зону». Но мы взаимодействием больших её вроде как разбивали – особенно здорово в этом вопросе меня понимал Никола Миротич. Да и Руди, нормально подлечивший спину к концу турнира, наконец-то разошёлся. Проблема в другом: соперник начал попадать издали. Но, ребята, рано или поздно это должно было произойти, ведь не могут атакующие защитники команды-финалиста Евробаскета проваливать профильные обязанности весь турнир! Тем не менее мы не сломались, не изменили себе – и с позиции силы вернули игру под контроль.
Улыбаетесь, намекая на то, что Литва не реализовала множество своих открытых бросков и пеняете на судей, чаще симпатизировавших нам, нежели соперникам? Но послушайте, прибалты ничего не смогли создать в посте – более того, даже когда отдыхали все наши большие в «краску» до Валанчюнаса мяч толком не доходил, что вынуждало Йонаса дневать и ночевать на периметре. Промахи же с дистанции – логичное следствие авантюры, в которую ударились оппоненты вместо разработки сколько-нибудь логичного «плана Б». За весь матч литовцы лишь пару раз убежали в отрывы или имели выходы на кольцо с численным преимуществом. Что до взаимодействий, так их и вовсе не было – была лишь только наша защита, готовая и к «лёгкому» составу литовцев, и к попыткам сыграть с «длинными» четвёртыми.
Вспоминал ли я финал-2003 во время церемонии награждения? Да бросьте. Надо жить настоящим, ведь неудачи в жизни бывают у всех. Например, наш тренер давненько ничего не добывал с клубами, зато в сборной на Евробаскете сделал три золотые попытки из трёх – и теперь стоит в одном ряду с Александром Гомельским и Душаном Ивковичем. Ребята из «Реала» почти десятилетие шли к триумфу в Евролиге, а нынче получили пятую золотую медаль за 12 месяцев! Да и у меня случались отрезки, когда оказывался под потоком столь мощной критики, что не мог даже глаз поднять на болельщиков. Однако в такие мгновения, как сегодня, понимаешь: опускать руки никогда нельзя, надо бороться. И тогда в этих самых руках одним прекрасным вечером может оказаться приз MVP Евробаскета и золотая медаль турнира.
А теперь, ребята, простите – мне пора. Нехорошо заставлять ждать Короля Испании, который заглянул к тебе в раздевалку после матча и попросил о совместном фото!
До встречи в Рио!
Искренне ваш, Пау Газоль!»