ПОЧЕМУ «ЮТЕ» БЫЛ НУЖЕН ИМЕННО КУИН СНАЙДЕР?
После очередного невыразительного сезона, в ходе которого отсутствие результата гармонично сочеталось с отвратительным качеством игры как таковой, руководство «Юты» логично приняло решение затеять перестановки на тренерском мостике. На смену Тайрону Корбину в «Джаз» пришёл Куин Снайдер — персона неоднозначная, но тем не менее весьма интересная и интригующая. Значительную часть тренерской карьеры специалист занимался развитием юных дарований, сначала работая со студенческими командами, а впоследствии и с коллективами Лиги развития. Наставник именно такого типа был нужен аутсайдеру Западной конференции, в составе которого значатся 8 баскетболистов младше 25 лет с полностью гарантированными контрактами. Ведь со временем пора переходить от количества к качеству, и Снайдер, не один год дожидавшийся своего шанса, едва ли не идеально подходит под выполнение этой задачи.
КАКУЮ ИГРОВУЮ МОДЕЛЬ ВЫБЕРЕТ НОВЫЙ НАСТАВНИК?
В лице «Джаз» ассоциация получила ещё один коллектив, который будет адаптировать под себя игровую модель «Сан-Антонио».
Время работы в системе действующего чемпиона НБА и год под началом Майка Буденхольцера в «Атланте» не прошли для Снайдера даром. В лице «Джаз» ассоциация получила ещё один коллектив, который будет адаптировать под себя игровую модель «Сан-Антонио». Набор исполнителей для этого у наставника-новичка просто великолепный. Во-первых, небольшой средний возраст состава и скоростные качества большинства игроков ротации позволят «Юте» существенно увеличить темп игры (в минувшем сезоне коллектив был пятым с конца в ассоциации по данному показателю). Во-вторых, подписание классного «дальнобойщика» в лице Стива Новака должно помочь в растягивании обороны соперника и возвести в абсолют движение мяча по периметру — как, собственно, это делает старший товарищ. В-третьих, на бумаге очень правильным выглядит решение отодвинуть Энеса Кантера непосредственно от вражеского кольца с акцентом на броски с дистанции. Даже в том случае, если турецкий центровой провалится, и не сможет закрыть нишу, оставшуюся свободной после ухода Марвина Уильямса в «Шарлотт», то он как минимум не будет мешать Деррику Фэйворсу набирать очки из трёхсекундной зоны.
Кроме того, Снайдер считается большим поклонником «пик-н-роллов», и с учётом того, что в его распоряжении есть сразу несколько исполнителей, способных грамотно распорядиться мячом в данной игровой ситуации, «двоечки» также должны стать убийственным оружием коллектива если не здесь и сейчас, то в обозримом будущем. Как ни крути, кредит доверия у специалиста есть, и увольнять его за очередной сезон без больших побед, очевидно, никто не станет.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ИГРОЙ В ОБОРОНЕ?
Сказать, что в предыдущем сезоне «Юта» защищалась плохо, значит не сказать ничего. Команда пропускала в среднем 109,1 очка в пересчёте на 100 владений (абсолютно худший показатель во всей ассоциации), позволяя даже посредственным в плане атаки коллективам проделывать на своей половине площадки всё, что угодно. И если возвращаться назад своих подопечных Корбин с горем пополам научил, то всему остальному — нет. Словом, при имеющемся материале, причём порой очень даже неплохого качества, Снайдеру придётся начинать всё с нуля. Конечно, судить по паре предсезонных матчей с «Портлендом» о сдвигах в лучшую сторону не стоит, но определённая работа в заданном направлении новым тренерским штабом ведётся. Проблема лишь в том, что два потенциально сильнейших игрока оборонительного плана в составе «Джаз», Данте Экзам и Руди Гобер, пока и близко не готовы к игре на высочайшем уровне.
КТО СТАНЕТ ЛИДЕРОМ МОЛОДОЙ КОМАНДЫ?
Очевидным претендентом на роль «альфа-самца» «Юты», по логике вещей, должен считаться Гордон Хэйворд. За его плечами есть уже четыре полновесных сезона в ассоциации, чем не могут похвастать многие из его партнёров, а отсиживаться за спинами молодых ребят ему не позволяет многомиллионный долгосрочный контракт. С учётом грядущего повышения уровня потолка зарплат не такой уж и громоздкий, как казалось ещё несколько месяцев назад, но от этого не менее показательный. Ролевым игрокам в команде, не претендующей на плей-офф (да и вообще нигде, по большому счёту) по $ 15-17 млн в год не платят.
Но ещё во второй половине минувшего регулярного чемпионата, дебютного для себя в сильнейшей лиге планеты, на первые роли начал выходить Трэй Бёрк, хоть и не претендовавший на звание лучшего новичка из-за травмы, вычеркнувшей для него пару месяцев на старте сезона, но плававший в своём болоте куда эффективнее Майкла Картера-Уильямса. Чего стоят хотя бы гроссмейстерские для стартового плеймейкера-первогодки 1,9 потерь в среднем за игру — в два раза меньше, нежели у лидера «Филадельфии»! И как бы парадоксально это ни звучало, прогресс Трэя пойдёт Хэйворду на пользу. Во всяком случае, тяжёлых бросков через несколько рук Гордону придётся совершать намного меньше, в том числе и на последних секундах поединков.
КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ИГРОВОЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ «БОЛЬШИМИ»?
Главная проблема, с которой столкнётся Снайдер на первых порах, — ротация в передней линии. Её специалисту придётся перекраивать едва ли не полностью. Ведь сколько бы ни говорилось о том, что Деррик Фэйворс прогрессирует от сезона к сезону, на принципиально новый уровень некогда самый молодой действующий баскетболист ассоциации пока так и не вышел. Что, впрочем, не помешало клубу заключить с ним долгосрочное соглашение (это как раз тот случай, когда организации приходится доплачивать «за перспективу» на свой страх и риск), а самому «большому» — значиться оплотом обороны «Юты», которая в минувшем сезоне, правда, выглядела отвратительно. Особенно в позиционном баскетболе.
«Ролевым игрокам в команде, не претендующей на плей-офф (да и вообще нигде, по большому счёту) по $ 15-17 млн в год не платят».
И всё бы оставалось на своих местах, если бы на недавнем чемпионате мира не заставил взглянуть на себя с другой стороны француз Гобер, который, возможно, в важную атакующую опцию никогда и не вырастет, но стать незаменимым элементом прочной обороны и регулярно поддерживать быстрые отрывы очень даже способен. В дебютном сезоне Руди получал крохи игрового времени, но сейчас Снайдеру определённо придётся подводить его как минимум к роли важного элемента основной ротации — если не на пользу себе любимому, то хотя бы для повышения его стоимости на трансферном рынке.
Второй немаловажный момент относительно передней линии «Джаз» — контрактный год Кантера, который, очевидно, пока не убедил менеджмент организации в целесообразности продления сотрудничества с ним, и следующим летом наверняка станет ограниченно свободным агентом. Поэтому Гобер Гобером, но задачу реально оценить перспективы турецкого баскетболиста и определиться, стоит ли вообще подписывать с ним новое соглашение, и если стоит, то на каких условиях, с повестки дня Снайдера и генерального менеджера Денниса Линдси никто не снимал.
НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ СТАВКА НА ЭКЗАМА ПРОВАЛЬНОЙ?
Накануне ярмарки талантов 2014 года австралийский защитник-универсал привлёк к своей персоне недюжинный интерес, но вовсе не случайно не ушёл «с молотка» до тех пор, пока очередь выбирать не дошла до «Юты». Ставка на Экзама изначально выглядела слишком рискованной. Ещё больше ситуация усугубилась во время чемпионата мира, который наглядно продемонстрировал, что играть с взрослыми Данте пока не готов, а отсутствие у него поставленного броска со средней и дальней дистанции нивелирует все его сильные стороны — атлетизм, скорость и способность сыграть на любой позиции чуть ли не до третьего номера включительно.
Как любят говорить американские эксперты, «Джаз» выбрали Экзама, поскольку не имели права пройти мимо, чтобы спустя несколько лет кусать себе локти, если он станет звездой ассоциации в составе другого коллектива. Но сейчас никто не может гарантировать, что Данте не окажется очередным игроком, так называемый «хайп» которого намного превышает его истинный потенциал. Очевидно, что как минимум в первой половине сезона австралиец будет выходить на площадку лишь со скамейки запасных (и не факт, что получит больше 10-15 минут игрового времени), а болельщикам коллектива из Солт-Лэйк Сити, надеявшимся на приход спасителя, придётся подождать. Если не разочароваться, поскольку выбранный в третьем десятке первого раунда Родни Худ, не обладая заоблачным талантом, готов к НБА на порядок лучше своего более разрекламированного партнёра.
НУЖЕН ЛИ «ЮТЕ» ЕЩЁ ОДИН ВЫБОР В ЛОТЕРЕЕ?
Даже самые преданные поклонники «Джаз» не ждут от предстоящего чемпионата ничего хорошего. Да, команде по силам выиграть не 25 матчей, а, скажем, 30. Но в жестокой и беспощадной Западной конференции, где 10 коллективов будут драться за плей-офф, а патологически не умеющий проигрывать Коби Брайант — лезть из кожи вон, чтобы не уронить славное имя «Лейкерс», с любым отрицательным соотношением побед и поражений ловить, кроме высокого пика на драфте, нечего. Внимание, вопрос: а нужно ли самой организации изо всех сил держаться за этот пик? Следующая ярмарка талантов не будет самой сильной в истории. Вероятность получения по её итогам условных Джалила Окафора или Карла Таунса невелика (на Востоке будет достаточно команд хуже и слабее даже такой «Юты»), да и очередной сырой «проспект» не ускорит процесс перестройки, обещающей превратиться в долгострой, если ситуация и дальше будет развиваться в том же ключе.
Учитывая, что ролевых игроков, причём молодых, в распоряжении Линдси и Снайдера более чем достаточно, кардинально изменить судьбу команды может только приход звезды первой величины. Заполучить её на рынке свободных агентов «Джаз», скорее всего, не удастся — Солт-Лэйк Сити не относится к числу городов, где хотели бы играть Леброн Джеймс и Кармело Энтони, — но у менеджмента есть карта, которую при желании можно с успехом для себя разыграть. За последние годы «Юта» скопила бесчисленное множество различных активов (по три выбора только на драфтах 2016 и 2017 годов, за исключением своих собственных), и, прибавив к ним условных Кантера или того же Бёркса, если Экзам всё-таки заиграет, стоит попробовать заполучить исполнителя топ-уровня, который повёл бы партнёров за собой личным примером. Будет сложно, но терять клубу, по сути, нечего. Ведь даже «Денвер» с куда более сбалансированным составом и фантастической глубиной скамейки запасных не может попасть в плей-офф без единоличного лидера. Что тогда говорить о «Джаз»?