Гриффин – это Мэлоун и Кемп в одном флаконе
Андрей Белик
Блэйк Гриффин
Комментарии
Кевин Дюрант напоминает своей манерой игры Джорджа Гервина, а Леброн Джеймс является усовершенствованной версией Джулиуса Ирвинга.

Всё в нашем мире меняется под влиянием опыта прошлых лет. Современной НБА, к примеру, не было бы без экспериментов, эволюции и колоссального прогресса в последние годы. И не стоит удивляться тому, что звёзды ассоциации стараются выработать в себе лучшие качества сразу нескольких баскетболистов минувших эпох – ведь усовершенствуется не только сама игра, но и навыки исполнителей.

Поэтому, пожалуй, стоит взглянуть на предшественников и учителей звёзд современной НБА. С кого брали пример Леброн Джеймс, Кевин Дюрант и Жоаким Ноа? Что общего между ними и их прототипами?

Кевин Дюрант и Джордж Гервин

Кевин Дюрант и Джордж Гервин

КЕВИН ДЮРАНТ (прототип – ДЖОРДЖ ГЕРВИН)

Гервин был ведущим снайпером «Сан-Антонио» на протяжении целого десятилетия, четырежды становился самым результативным игроком ассоциации, а его козырями считались поставленный бросок со всех дистанций, умение отправить мяч любой сложности в корзину в проходе и преимущество в росте над опекунами. Никого не напоминает? Дюрант демонстрирует всё то же самое, выжимая максимум из того, что при своих без малого семи футах роста (данные, достойные центрового) действует на позиции лёгкого форварда. Джордж был немного ниже, но стоит отметить, что средний рост баскетболистов был меньше, чем в наше время. Чего Кевину не хватает в сравнении со своим прототипом, так это одного «фирменного» движения, с которым он будет ассоциироваться у любителей баскетбола нескольких следующих поколений.

Роднит Кевина и Джорджа также тот факт, что при выдающихся показателях результативности в годы расцвета оба пребывали в числе лидеров по суммарному проценту реализации бросков с игры, который учитывает точность бросков с ближней и средней дистанций, штрафных и трёхочковых. Гервин пребывал в топ-10 по обоим показателям с 1975 по 1978 год, Дюрант по итогам минувшего регулярного чемпионата был вторым, а в текущем сезоне наверняка станет лучшим снайпером, входя при этом в тройку лучших по части реализации. В плане эффективности обоим форвардам в своё время практически не было равных.

Единственное, в чём Кевин превосходит Джорджа уже сейчас, – успешные выступления в матчах плей-офф. С Гервином в составе «Спёрс» ни разу не добирались до финала НБА или АБА и выиграли лишь три серии поединков на вылет за всю карьеру форварда. Дюрант уже давно перекрыл этот показатель и даже успел принять участие в решающем противостоянии сезона-2011/12, но до вожделенного чемпионского титула пока так и не добрался. Впрочем, у Гервина даже теоретических шансов завоевать его не было никогда.

ЛЕБРОН ДЖЕЙМС (прототип – ДЖУЛИУС ИРВИНГ)

В плане эффективности на площадке и вклада в результаты команды Джеймса было бы правильнее сравнивать с легендарным игроком «Бостона» Ларри Бёрдом, но по стилю игры лидер «Майами» сопоставим с Доктором Джеем. Те же невероятный атлетизм и потрясающее понимание баскетбола, а также шикарный набор атакующих и защитных навыков.

Первое, что всегда приходит на ум при упоминании фамилии Ирвинга, – Джулиус мог летать. Ни один баскетболист его эпохи не мог похвастать столь впечатляющим прыжком и умением вколотить мощный данк ещё до того момента, как оппонент поймёт, что происходит. В современной НБА достаточно феноменальных данкеров даже среди игроков ротации (первый пример – Джеральд Грин, довольствующийся после возвращения Эрика Бледсо в строй ролью «шестого» игрока «Финикса») или восходящих звёзд (Пол Джордж). Но Леброн является, пожалуй, наиболее динамичным и атлетичным игроком на «крыльях» и может забивать сверху в любой ситуации с потрясающей мощью, превосходя в данном компоненте всех и каждого. За единственным исключением, о котором мы поговорим ниже.

Ко всему в придачу, Ирвинг трижды признавался самым ценным игроком АБА и ещё раз завоёвывал данный титул в НБА. И он был отнюдь не менее эффективен, чем Джеймс. Да, Джулиус никогда не мог похвастать семью результативными передачами в среднем за игру, но своих обязанностей в подыгрыше не чурался.

БЛЭЙК ГРИФФИН (прототипы – ШОН КЕМП и КАРЛ МЭЛОУН)

Творцом самых мощных и зрелищных данков в НБА, несомненно, является Гриффин. Неоднократно доводилось слышать сравнения лидера «Клипперс» с Шоном Кемпом, и отчасти в этом есть доля правды. Экс-игрок «Сиэтла» на пике карьеры доминировал в ассоциации на своей позиции и расправлялся с визави при помощи голой «физики». Кроме того, он, как и Блэйк, мог летать (впрочем, Кемпу всего 44, и не исключено, что и сейчас забить сверху для него не составит особого труда).

Но Гриффин может похвастать уровнем индивидуального мастерства, который Кемпу и не снился. Поэтому, говоря о Блэйке, нельзя не упомянуть Почтальона, проделавшего нелёгкий путь от человека, пределом возможностей которого является эффектный данк, к мастеру на все руки. В последние годы форвард «Клипперс» много работал над броском и достиг определённого прогресса, а также обучился игре в трёхсекундной зоне. Сейчас он является симбиозом раннего Кемпа и позднего Мэлоуна, причём симбиозом очень и очень удачным.

Джон Стоктон, Крис Пол, Айзейя Томас

Джон Стоктон, Крис Пол, Айзейя Томас

КРИС ПОЛ (прототипы – ДЖОН СТОКТОН и АЙЗЕЙЯ ТОМАС)

Проще всего сказать, что Пол – усовершенствованная копия Томаса, но Крис вобрал в себя некоторые черты Стоктона, и вовсе не потому, что его партнёром по команде является Гриффин, которого мы сравнили с Мэлоуном выше. Разыгрывающий «Клипперс» – жёсткий (или грязный – в зависимости от фанатских пристрастий) баскетболист, жертвующий собственной результативностью ради того, чтобы создать партнёру идеальный момент для броска. В текущем регулярном чемпионате Пол в среднем 11 раз за матч ассистирует товарищам по команде, и, если ничего сверхъестественного не случится, то третий кряду титул лучшего распасовщика ассоциации у него уже в кармане. У Стоктона за 19 лет профессиональной карьеры их было 9.

Айзейя, в свою очередь, лишь однажды завершил сезон в качестве лидера НБА по количеству результативных передач в среднем за игру (во многом потому, что играл в одно время со Стоктоном и уступал титул Джону). Крис, на заре карьеры игравший в идентичном Томасу стиле, со временем стал ближе к Джону, создав в процессе трансформации собственный игровой почерк, увенчанный потрясающими снайперскими данными.

Что касается игры в обороне, то к любому из упомянутой выше троицы предъявлять претензии глупо – Крис, Джон и Айзейя действовали (и в случае с игроком «Клипперс» действуют) на площадке на порядок жёстче, чем может показаться на первый взгляд. Правда, Стоктону и Полу удалось стать не только классными баскетболистами, но и ролевыми моделями для последующих поколений – стоит лишь вспомнить о том, что Крис является председателем профсоюза игроков и лицом крупной страховой компании, – а репутация Томаса была подпорчена тем, что он играл в составе «Детройта» времён «плохих парней», и выходки Денниса Родмана сотоварищи изрядно подмочили его репутацию. Компенсирует всё это Айзейя посредством социальных сетей, являясь, пожалуй, наиболее вежливым баскетболистом — пользователем «Твиттера» после По Газоля.

Тем не менее Томас может похвастать тем, что становился чемпионом ассоциации, а ни Стоктону, ни Полу эта вершина так и не покорилась. В случае с Крисом – пока не покорилась, ведь неплохие шансы на завоевание трофея Ларри О'Брайена у «Клипперс» есть даже в текущем сезоне.

ЭНТОНИ ДЭВИС (прототип – АРТИС ГИЛМОР)

Возможно, прибегать к подобного рода сравнениям в случае с парнем, которому по американским законам спиртное в магазинах можно покупать считаные недели, пока не стоит, но Дэвис продемонстрировал невероятный потенциал в текущем регулярном чемпионате. Гилмор был элитным бомбардиром, защитником и мастером игры на подборе, но ведь каждое из этих определений характеризует и Энтони. К сожалению, пик карьеры Артиса пришёлся на выступления в АБА, и поэтому в Зал баскетбольной славы он был включен совсем недавно. Лидеру «Нью-Орлеана» подобные проблемы не грозят, и каждый любитель баскетбола понимает, насколько выдающимся игроком он может стать в обозримом будущем.

По большому счёту Дэвиса можно сопоставить и с Хакимом Оладжьювоном, но всем желающим отыскать в современной ассоциации игрока, подобного звезде «Рокетс» конца 80-х – начала 90-х, стоит подождать несколько лет. Ведь этот самый игрок пока лишь учится в колледже и даже о готовности выставить свою кандидатуру на драфт официально ещё не заявил.

ЖОАКИМ НОА и МАРК ГАЗОЛЬ (прототип – ДЭЙВ КОУЭНС)

Коуэнс был превосходным ассистентом и элитным баскетболистом оборонительного плана, регулярно включался в символическую сборную лучших защитников НБА. Ноа и Газоль подходят под эти определения, но между ними есть кардинальное различие: Жоаким берёт своё впечатляющими скоростью и энергией, в то время как Марк универсальнее и габаритнее. Дэйв, в свою очередь, застыл в полупозиции – для своей эпохи он был достаточно мощным исполнителем, но не превосходил любого из своих визави в «физике» настолько, чтобы безоговорочно доминировать в трёхсекундной зоне.

На самом деле Коуэнс и его предшественник Билл Расселл повлияли на создание образа элитного центрового намного больше, чем Уилт Чемберлен или Карим Абдул-Джаббар. Единственным последователем двух легенд «Лейкерс» разных эпох в наши дни является Демаркус Казинс – «большой», строящий свою игру от броска.

ЭНДРЮ БАЙНУМ (прототип – БИЛЛ УОЛТОН)

А завершим мы повествование на минорной ноте. Много говорить об Эндрю и Билле не стоит, важно лишь не забывать о том, что фактор травм в профессиональном спорте, и баскетболе в частности, играет огромную роль. Как в 80-х, так и в наши дни.

Комментарии