Странная всё-таки организация эта ФИБА-Европа. Настаивает на проведении первенства континента каждые два года, хотя плотный график топ-турниров всё чаще провоцирует отказы звёзд от участия оных из-за экстремальной выхолощенности. Оставляет в силе ценовую политику, хотя на её алогичность прямиком указывает низкая посещаемость даже решающих стадий форума. Ну а стремление сорвать побольше денег с телевизионных вещателей и вовсе выглядит приговором ведомству Камила Новака. Ведь жажда наживы на корню убивает спортивную составляющую состязания, ради которого, собственно, чемпионат и затевается.
Вот как, скажите, сборным Литвы и Хорватии было бороться за медали Евробаскета-2013 в первом полуфинале, если на восстановление обоим соискателям минимум серебра не отводилось и суток? Для сравнения: испанцы с французами, выходившие на паркет следом, имели в запасе 48 (!) реабилитационных часов, хотя гарантировали себе «промоушн» в квартет сильнейших ещё в среду. Спрашивается: может, имело смысл поменять пары местами, дабы уравнять соискателей наград в правах, а заодно и зрителей бескомпромиссным баскетболом порадовать? Смолчала ФИБА-Европа, не дала ответа. Лишь ещё разок пересчитала прибыль от более рейтинговой трансляции континентальных грандов, вынесенной на прайм-тайм. Тогда как «андердогов» с молчаливого согласия начальства бросила на произвол судьбы, заставив играть матч едва ли не всей жизни в новейшей истории на фоне усталости.
Впрочем, начали команды достаточно живо, порадовав тренеров по физподготовке с обеих сторон. Скажем, Ренальдас Сейбутис как заведённый гонялся за Крунославом Симоном, днём ранее уничтожившим украинцев, а в ответ «шашечные» донимали оппонентов мобильной зоной «2-3» (для пущей подвижности Анте Томича уже через две минуты после спорного заменил Лукша Андрич) с аномально подвижными краями. Пикантности игре на встречных курсах добавляло быстрое нападение, то и дело доводившееся антагонистами до логического завершения. «Если и дальше так пойдёт, то „сотенку“ победитель пары точно разменяет», — сошлись во мнении с коллегами по медиатрибунам.
А заодно определили для себя важный нюанс при выборе триумфатора полуфинала. Шаг навстречу золоту был выше у той команды, чей резерв органичнее входил в игру со скамейки. Ведь на каждого Линаса Клейзу, так и норовившего прорваться в лицевую после неравноценного размена (спасибо неустанно трудившимся фланговым игрокам!), находился свой умница Богданович с мягким кистевым броском с отклонением. А вот на фоне много ошибающегося при выборе позиции Кузминскаса или сбоившего при средних бросках Поцюса высокий КПД Шарича при надёжности в розыгрыше Дрейпера наверняка качнул бы чашу весов в сторону хорватов.
Показательно, что этот нюанс понимали оба рулевых, однако для достижения успеха избрали полярные ротационные тактики. Ясмин Репеша полностью перетасовывал квартет застрельщиков, надеясь «облегчённой» обоймой и оппонента вымотать, и темп взять под контроль, и всем ключевым игрокам разом дать передохнуть. Йонас Казлаускас, напротив, парочку лидеров непременно в миксе оставлял. Мантаса Калниетиса — чтобы снабжать припасами «сдвоенную башню» из именинника Мотеюнаса (Донатасу в день полуфинала исполнялось 23 года) и игравшего весь турнир куда ниже американских стандартов НБАшника Валанчюнаса. Мачюлис же с Клейзой выступали панацеей при «затыках» литовцев: форвард возвращал на поток поставку очков команде, свингмен — стабильность в защите, особенно в моменты нейтрализации Богдановича.
Парадокс, но при диаметральных стратегиях на большой перерыв коллективы ушли при относительном паритете — тремя очками перевеса литовцев в контексте абсолютно равной по рисунку игры можно было пренебречь. Отчасти это объяснялось грамотным использованием козырей каждой из сторон, отчасти — минимальным процентом брака при взаимной нейтрализации ударных звеньев. В частности, «большие» литовцев пребывали в изоляции, поскольку соперник перекрывал основные направления паса для транзита мяча «внутрь-наружу» или загрузки сдвоенного центра. Хорваты же так толком и не извлекли дивидендов из широкого размаха «крыльев» с их дальнобойным потенциалом.
Линас Клейза
Тем удивительнее радикальное изменение расклада после перерыва. Видеть его исключительно в наводке прицела Йонасом Мачюлисом глупо — с тем же успехом можно было бы кивать на фатальное бросковое невезение Роко-Лени Укича или презрение баскетбольных богов к наступательным потугам Анте Томича. Нет, литовцы завоевали путёвку в финал всего за шесть стартовых минут третьей четверти (именно на этом отрезке их перевес вырос до "+15") благодаря великолепной обороне. Её базис — зонный каркас с хорошей коммуникацией при сменах и сдваиваниях аккурат на балканцах со стабильным дальним броском. Надстройка — в контроле щита, (обеспеченным, к слову, отнюдь не высокой передней линией).
Дело в том, что активное давление на парней Репеши внизу и вытеснение их к дуге не только нарушало нормальную подготовку бросковой фазы, но и зачищало «краску» от претендентов на подбор. Ну а без возможностей исправить дальнобойные осечки атаками вторым темпом система «шашечных» теряла добрую половину боеспособности. Восстановить её можно было бы фундаментальной игрой на своей половине, но против пик-н-ролла хорваты защищались так отвратительно, словно первый раз подобное взаимодействие видели. Хотя именно удачный розыгрыш «двоек» прокатил команду Репеши так далеко по турнирной дистанции.
Наставник «шашечных» пробовал было спасти игру облегчением «пятака», однако насыщение периметра снайперами так и осталось лишь мерой номинальной — процент попаданий с дуги как стремился к нулю, так и продолжал падать. Увы, не помог и зонный прессинг, который литовцы издевательски разбивали первой же передачей. Когда же балканцы сами перешли на «зону», это можно было приравнять к выбросу белого флага. Ведь по сравнению с первой половиной что основа, что резерв капитально сдали физически. Соответственно, малейший сбой в синхронном движении «верха» и «низа» провоцировал возникновение свободных зон. А уж в них-то прибалты просачивались профессионально — любой диверсант позавидует.
Заключительный отрезок стал бенефисом или формальностью — в зависимости от того, позицию какой сборной занимать. Поклонники прибалтов стоя аплодировали Мачюлису, успевавшему не только бороться за звание самого результативного игрока вечера, но сражавшемуся в защите аки лев. Хорваты, напротив, с каждой минутой втирались в спинки кресел всё глубже, если и подавая признаки жизни, то свистом. 20 очков пассива на столь поздней стадии выглядели для команды унижением, которое усугублялось вопиющими просчётами на своей половине. Если уж Укич даже сфолить нормально не может, не заработав неспортивный, то о каком финале говорить? Здесь уж даже бронзой не пахнет…
Впрочем, на самый скромный из медальных металлов Репеша и его подопечные всё ещё рассчитывают. По крайней мере, отзыв с паркета стилеобразующих исполнителей обоймы за четыре минуты до финальной сирены чётко продемонстрировал: проиграв сражение, «шашечные» не собираются сдавать войну. Литовцы же ни о чём другом, кроме как о продлении серии из пяти побед подряд, не думают вовсе. Ведь следующий шаг вновь вернёт их на европейскую вершину, куда нога команды из Прибалтики не ступала с 2003 года.