Журналистская этика вынуждает сохранять нейтралитет и концентрироваться на анализе. Стоит тебе кого-то похвалить – и дорогие читатели сразу же причисляют тебя к фанатам коллектива, а написал разгромную статью – к ненавистникам. Что ж, ничто человеческое нам не чуждо: всегда в фаворитах находится один-два коллектива. Но вот что касается неприязни, то это чувство является несколько непрофессиональным и пресекается на корню, поэтому забавно наблюдать за тем, как нас обвиняют в нелюбви к «Лейкерс», «Майами» или «Бостону». Вы очень далеки от истины. Тем не менее у автора этих строк есть команда, к которой он испытывает сильную неприязнь, но даже это придётся объяснять через факты.
Телевизионные рейтинги финальной серии Запада между дружинами Холлинза и Поповича были самыми низкими, начиная с 2007 года. Помните, кто тогда играл? Те же «Спёрс». За последние 15 лет одним из самых популярных у аудитории финалов НБА стал бой «Нью-Йорка» и «Сан-Антонио». Тогда все смотрели не только на перманентно популярную команду из Большого яблока, но и на демонстрировавшего божественный баскетбол Тима Данкана, который в серии набирал в среднем по 27,4 очка за вечер. Скажите, почему рейтинги техасцев не просто не выросли с тех пор или хотя бы остались на прежнем уровне, а вовсе стремительно поползли вниз?
Ответим на этот вопрос, вернувшись к финалу Западной конференции, завершившемуся на минувшей неделе. В США существует термин «народная команда» – это тот коллектив, который начинают поддерживать простые обыватели или поклонники клубов, выбывших из плей-офф. Наиболее яркий пример – «Даллас» двухгодичной давности, за победу в финале которого выпивали от Сан-Диего до Бостона. В этом сезоне все массово поддерживали «Мемфис» – так почему же серию сопровождали необычно низкие телерейтинги? Не надо списывать их на «маленький рынок»: да, Теннеси – деревня деревней, но в этом году «Гриззлиз» вошли в десятку наиболее популярных коллективов у
телеаудитории. Матчи «Оклахомы», команды из отнюдь не меньшей дыры, пользуются ошеломляющим успехом – на Кевина Дюранта и Рассела Уэстбрука каждый раз смотрят столько людей, будто они выступают в Мэдисон-сквер-гарден.
Причина проста: зрителям не интересен тот баскетбол, в который играет «Сан-Антонио». Поразительное явление – серия между «Уорриорз» и «Спёрс» собрала большую среднюю аудиторию, чем финал Запада. И не только потому, что все калифорнийские коллективы выбыли в первом раунде, а взоры устремились на Стивена Карри, – простым людям нравится, как Давиды уничтожают Голиафов. Поэтому бешеной популярностью пользовались Аллен Айверсон или Стив Нэш – уступая на 20-30 сантиметров «большим» команд-противников, они умудрялись прорываться под кольцо и набирать очки. Так почему же Тони Паркер, который делает практически то же самое, не обласкан вниманием? Нет, ему уже не завидуют – Паркер успел развестись с Евой Лонгорией. Причина в том, что у Ответа и Капитана Канады никогда не было в партнёрах «большого» уровня Тима Данкана – Кейт ван Хорн, Крис Уэббер, Деррик Коулман и Амаре Стаудмайр были классными форвардами, но все поголовно были подвержены травмам и явно уступали в мастерстве живой легенде «Спёрс».
С живыми легендами любит общаться пресса. Я отлично помню интервью Тони Паркера во время чемпионата Европы 2011 года: разыгрывающий был явно настроен на беседу, бодрый голос, говорил много и интересно. Скажите, вам часто доводилось читать беседы с разыгрывающим «Сан-Антонио», которые он провёл в течение сезона? Известные американские журналисты Крис Баллард, Джои Познански и Мэттью Тайнан в один голос жаловались на страничках своих «твиттеров», что им просто не дают возможности пообщаться с командой. Тим Данкан развёлся с женой после 12 лет в браке – это отличный пиар-повод, который позволил бы улучшить отношение к унылому Тиму. Дай ты простое интервью на минуту, пусти скупую мужскую слезу – и всем твоим промахам сразу найдётся оправдание. Нет, ничего не происходит, наоборот – и без того малообщительный коллектив становится ещё более скрытным.
В одном из матчей серии против «Мемфиса» на два разных вопроса рулевой «Спёрс» Грег Попович дал одинаковые, насыщенные, исчерпывающие ответы: «Потери». О том, какие перлы выдавал наставник по ходу карьеры, можно с лёгкостью узнать на видеохостингах, одна подборка Best of Coach Pop на YouTube чего стоит. Но дело в том, что любой клуб выстраивает пиар-стратегию, и чтобы быть популярными у зрителей, создаются информационные поводы. К примеру, многие склоняются к мнению, что Ману Жинобили когда-то взяли именно для того, чтобы привлечь внимание испаноязычного населения Техаса к команде. Тем не менее ни откровений, ни интересных интервью с Ману мы не видим. Это похоже на разработанную на 15 лет программу, которую неожиданно сворачивают и запускают другую под названием «Мы играем в баскетбол для себя, для побед, а не для болельщиков».
Я поддерживал «Голден Стэйт» и «Мемфис» в сериях против «Спёрс» потому, что первые демонстрируют божественный атакующий баскетбол, а вторые отменно защищаются. Грег Попович совершил ряд революций в игровой стратегии – открыл истинную силу трёхочковых бросков из угла или использования глубочайшей ротации. Однако простому болельщику, строго говоря, плевать на эти новаторства: НБА – это в первую очередь шоу. Фанаты придут смотреть на то, как Коби в 34 года отбегает 48 минут и наберёт больше 40 очков. Они пойдут смотреть на трёхочковые Клая Томпсона и Стивена Карри. Они останутся под впечатлением от оборонительных способностей в исполнении Тони Аллена и Марка Газоля. Каждый раз, когда «Шарлотт» проигрывает «Майами», жители столицы Северной Каролины смотрят шоу в исполнении лучшего атлета современности. Когда «Сакраменто» получает 70 очков от дуэта Уэстбрук — Дюрант, калифорнийские болельщики видят лучших специалистов по атакующему баскетболу в НБА. Но когда против тебя играют «Спёрс», а твоя команда просто проигрывает, настроение совсем иное.
Где шоу? Его мало-мальски устраивает француз, который в этом году всего 10 раз в 82 матчах набирал 30 и более очков, да аргентинец со своими дикими передачами. Но разве это может конкурировать с атакующим представлением «Голден Стэйт» или триумфом оборонительного баскетбола «Мемфиса»? Причём на протяжении последних 16 лет именно такие яркие, «народные» команды спотыкались на «Спёрс» – их убивал прагматизм коллектива. Например, в 2005 и 2006 годах «Финикс» лишался шанса побороться за титул именно после серий с подопечными Поповича, причём кроме как мистикой трёхочковые Данкана с сиреной назвать не получается. Неужели «ран-н-ган» самого ценного игрока сезона хуже антибаскетбола Тима Данкана? С точки зрения результата – да, а с точки зрения зрелищности?
Кстати, о результате: так уж повелось, что в США болеют за команду из своего города, а не за самую сильную. Как таковой фанатской преданности там нет, но и ничто человеческое американским ценителям баскетбола не чуждо. Поэтому как симпатию, так и неприязнь по отношению к конкурентам они чувствуют. Очевидно, что негативные ощущения можно испытывать только из-за горечи поражения. Кому проигрывают чаще: убогому «Шарлотт» или «Сан-Антонио», который за последние 24 года лишь один раз финишировал с показателем менее 57% побед в регулярном сезоне?
Всё в сумме – отсутствие яркой игры, затворнический образ жизни, отношение к болельщикам и систематичное «убийство» в плей-офф ярких коллективов – и вызывает ярую неприязнь по отношению к «Спёрс». А ещё сюда можно добавить дешёвого симулянта Ману Жинобили или откровенного подонка Брюса Боуэна – и заметьте, я говорю не о личных мотивах, а об общеизвестных фактах.
Я всегда считал, что болеть за сильные коллективы скучно – теряется значимость побед. Поэтому мне не по душе были и остаются идеи создания разнообразных «Больших трио». Тем не менее баскетбол, который демонстрируют игроки «Хит», настолько ярче того, что демонстрирует «Сан-Антонио», что именно за Леброна и компанию стоит поболеть в финале. Шутки про чемпионства «Спёрс» в нечётные годы не принимаются.