Показать ещё Все новости
Бросок, ещё бросок
Юрий Усынин
Комментарии
Важность технически правильного броска в современном баскетболе сложно переоценить. Айвори Мэннинг раскрывает тонкости своего ремесла.

Примерно за неделю до старта плей-офф разыгрывающий «Нью-Йорка» Рэймонд Фелтон обратился за помощью к тренеру по броскам Айвори Мэннингу. Если не брать в расчёт нынешний сезон, то за восемь лет карьеры разыгрывающий ни разу не побеждал с командой в серии нокаут-раунда. Чтобы исправить это досадное недоразумение, он обратился к Мэннингу.

«Если у вас есть немного свободного времени, не могли бы вы уделить его мне», – написал защитник. Через три дня около семи часов вечера они начали работу в тренировочном зале «Нью-Йорка». В первую очередь отрабатывались броски – штрафные, трёхочковые и из угла площадки. Мэннинг критиковал технику Фелтона при каждой попытке, утверждая, что тот неправильно работает локтями, плечами и даже пальцами.

Улучшенный бросок «малыша» произвёл впечатление на болельщиков, но «Нью-Йорк» всё равно споткнулся о неуступчивую «Индиану» и завершил борьбу в сезоне-2012/13. Несмотря на это, можно сказать, что Фелтон являл собой стабильного снайпера, угрожающего кольцу соперника практически с любого расстояния. Конечно, его снайперские таланты были нужны команде, и стоит заметить, что по сравнению с регулярным сезоном Фелтон стал бросать лучше: 42,7 % в «регулярке» против 44,4 % в играх навылет. И если бы не случился провал в последней игре с «Пэйсерс», когда основной разыгрывающий смазал все семь попыток с игры, то показатель был бы и вовсе замечательным – 46,5 %. Впрочем, и третья игра серии тоже не удалась Фелтону – 1 из 8.

За прогресс в игре Рэймонд благодарит Мэннинга и говорит, что это во многом его заслуга. «Он научил меня правильно бросать, – сказал Фелтон по ходу плей-офф. – Главное, я теперь не боюсь делать это снова и снова, даже когда бросок не идёт. Айвори однозначно один из лучших в своём

деле».

В своё время Айвори работал с «Гарлем Глобтроттерс», но сейчас он известен в НБА как тренер, умеющий поставить правильную технику броска. Он работал с такими звёздами, как Тай Лоусон, Рэджон Рондо, Джерри Стэкхаус, а сейчас занимается с Фелтоном, с которым начал сотрудничество в 2010 году. На сегодняшний день Мэннингу 45 лет и он проживает в Лас-Вегасе. Вот уже на протяжении 14 лет он помогает игрокам НБА улучшить свой бросок, и на паркете нередко сталкиваются его бывшие и нынешние подопечные. К примеру, в этом году «Нью-Йорк» и «Бостон» попали друг на друга в первом раунде. Кстати, Крис Уилкокс, играющий за «Селтикс», также является клиентом Мэннинга. Последний успел засветиться и в «Атланте», помогая Девину Харрису улучшить точность попаданий.

Свои тренерские навыки Мэннинг оттачивал в Калифорнии на уличных баскетбольных площадках, которые мало чем напоминают заполненные до отказа арены команд НБА в самое жаркое время сезона – плей-офф. Эта лига носит название Venice Beach, девятикратным чемпионом которой и является Мэннинг.

Работать с парнями из НБА он начал во время локаута в сезоне-1998/99, когда некоторые игроки продолжали тренироваться. Вот тогда-то Айвори и начал помогать им в работе с мячом, игре в обороне и поддержании себя в хороших физических кондициях.

Первым по-настоящему известным клиентом Мэннинга стал Алан Хьюстон, затем подтянулся Стэкхаус. С тех пор Айвори сосредоточился на обучении грамотной технике броска как профессионалов, так и молодых игроков. На сегодняшний день он является самым востребованным тренером в данной области. «Я и подумать не мог, что моя карьера сложится подобным образом» – говорит Мэннинг, оглядываясь назад.

Фелтон, отдыхающий в летнее межсезонье в Северной Каролине, был наслышан об Айвори от других игроков лиги и впервые встретился с ним в небольшом прибрежном курортном городке Миртл-Бич, что в Южной Каролине. Мэннинг работал с ним три последующих сезона, причём не только на протяжении соревновательной их части, но и во время летнего перерыва.

Специалист добивается того, чтобы во время выполнения броска у его подопечных в голове звучал его голос: «Не разводите локти слишком широко, держите плечи прямо, а мяч должен находиться немного правее головы». «Полагаю, что большинство тренеров, главных или специализирующихся на различных аспектах игры, говорят игрокам одно и то же, – рассказывает Мэннинг. – Вы думаете, другие наставники не кричат Дуайту Ховарду сгибать колени, когда он забывает это делать?»

В лиге работает немало специалистов, ставящих правильный бросок. Некоторые из них входят в тренерские штабы команд, другие работают с игроками индивидуально. В нынешнем сезоне «Нью-Йорк» нанял Дейва Хопла, и игроки команды подняли процент попадания из-за дуги за год с 33,6 % до 37,6 %. Ах да, «Никс» в нынешнем сезоне забили больше всех в лиге трёхочковых – 891.

Уолт Фрэйзер, член Зала славы, работающий сейчас аналитиком, только покачал головой, отвечая на вопрос о тренерах, специализирующихся на технике броска: «Когда я играл, у нас был только один тренер – главный. Сейчас бросок перестал быть искусством, потому как всех учат бросать одинаково и игроков с уникальной техникой становится всё меньше и меньше». Мэннинг согласен с этим. Вот почему он живёт на чемоданах и готов по первому звонку собрать их и отправиться в новый город, где необходима его помощь.

Если возвращаться к нынешнему сезону, то Айвори, понаблюдав за противостояниями первого раунда плей-офф, выделил пятёрку игроков, обладающих уникальной техникой броска, которую стоит взять на заметку молодым игрокам.

Кевин Дюрант. «Обычно бросает мяч кончиками пальцев, благодаря чему обладает очень мягким броском и является великолепным исполнителем штрафных бросков. Так как мяч направляется в кольцо именно таким способом, при попадании в обод у него больше шансов провалиться внутрь, нежели если бы игровой снаряд направлялся в корзину с ладони».

Кармело Энтони. «Главный козырь форварда в том, что у него блестящая ритмичность бросков: выполняя движение, он всегда направляет мяч с одной и той же скоростью. Я бы посоветовал многим игрокам учитывать этот аспект».

Рэй Аллен. «Особенность его техники в характерном небольшом приседании, предшествующем прыжку с мячом в руках. У него лучшая в лиге работа ногами во время броска. Как бы быстро он ни бежал, Рэй может моментально остановиться и выпрыгнуть вертикально, совершая свой разящий бросок».

Клэй Томпсон. «Обладает отличным пониманием того, с какого места на площадке он будет атаковать наиболее эффективно, поэтому во время его бросков плечи никогда не „играют“ и он не заваливается в сторону. Соблюдение этих простых правил зачастую приводит к точному попаданию».

Стивен Карри. «Принимает передачи партнёров с согнутыми локтями, приготовленными к броску, благодаря чему он готов в любой момент без промедления его совершить».

И напоследок Айвори Мэннинг дал несколько советов по технике разного вида бросков:

Штрафной. «Успешность выполнения штрафного броска на 100 % зависит от психологии. В отличие от игровых моментов у игрока есть время сосредоточиться и подготовиться к выполнению броска. Если начать задумываться о посторонних вещах, вроде счёта или следующей атаки, то вероятность промаха заметно возрастёт. Сосредоточенность и концентрация – ключ к успеху».

Средний. «Зачастую проблема с бросками со средней дистанции не в игроках, а тренерах, уповающих на дальние попадания и безосновательно игнорирующих броски с более ближних дистанций».

Из-за дуги. «В основе броска с дальней дистанции лежит работа ног. Многие при попытке ошибочно выпрыгивают вперёд или назад. Надо прыгать вертикально вверх, тогда расстояние до корзины будет одинаковым на каждой стадии броска, что повысит вероятность попадания».

Комментарии