Показать ещё Все новости
Пламенный мотор
Андрей Матюков
Пит Маравич
Комментарии
Даже спустя четверть века после безвременной кончины великого Пита Маравича его невероятная карьера и наследие всё ещё вызывают удивление.

Вот уже четверть века прошло с тех пор, как не стало одного из самых виртуозных баскетболистов в истории. 5 января 1988 года во время товарищеского матча в церковной гимназии в Пасадене остановилось сердце легендарного Пита Маравича. Казалось бы, ничего не предвещало этой беды, Пит играл вполсилы, но вдруг упал в обморок и так и не пришёл в сознание. Общественность не могла поверить этому известию — бывшему игроку НБА было всего 40 лет. В тот же день телекомпании NBC, ABC и CBS в своих вечерних выпусках новостей рассказали о невероятной истории его жизни.

Однако ещё больший шок предстояло пережить всем тем, кому было знакомо это имя, когда стала известна причина гибели Маравича. Оказалось, что у него был редкий врождённый порок сердца — отсутствовала левая коронарная артерия. При таком диагнозе редко кому удаётся дожить до подросткового возраста, не говоря уже о зрелости.

Пит Маравич

Пит Маравич

Всего богатого баскетбольного наследия, которое оставил потомкам Пистолет, могло и не быть. Но на деле ничего не смогло помешать Питу прожить богатую баскетбольную жизнь. Он был человеком из будущего и обращался с мячом так, как в то время не мог никто другой. В его арсенале были финты, передачи и броски, которые в те годы ещё не были никому известны. Он обладал даром провидца не только на баскетбольной площадке, спустя годы оказались пророческими его слова, сказанные в одном из интервью в возрасте 25 лет: «Я не хочу провести в НБА 10 сезонов, а потом умереть в 40 лет от остановки сердца»…

Кто бы мог подумать, что Пит, в юности бунтарь, будет заканчивать свою жизнь религиозным семьянином. Господь вошёл в жизнь Маравича за пять лет до его кончины и кардинально её изменил. Мечта всей жизни о баскетбольной славе, унаследованная от отца, сменилась абсолютно иной целью. Теперь гений игры хотел быть просто хорошим мужем и отцом, познавая Слово Божье. А ведь в юности для него существовала лишь одна религия, и называлась она «баскетбол». Пит с самого детства отдавал всего себя любимому занятию, и когда пришло время поступать в университет, он уже был состоявшимся профессионалом. Подумать только, в первом же матче за команду университета Луизианы Пит сделал исторический трипл-дабл (50 очков, 14 подборов и 11 передач). Тренером той студенческой команды был не кто иной, как сербский эмигрант Петар Маравич — отец Пистолета. За три года выступлений за LSU Пит набрал 3667 очков, затратив на это 83 матча. Простым делением получаем 44,2 очка за игру! Никто и никогда за свою студенческую карьеру не мог похвастать чем-то подобным — ни Чемберлен, ни Бёрд, ни Джордан. И по сей день это остаётся одним из тех непобитых рекордов, которыми одарил нас гениальный Маравич. Что характерно, весь этот очковый багаж был набран до появления трёхочковой линии. Чтобы в наше время яснее представлять величину этого успеха, можно привести пример, казалось бы, сверхрезультативного Джиммера Фреддетта, который в 2011 году был самым забивающим студентом баскетбольной Америки. Так вот его статистика была равна «всего лишь» 28,9 очка за игру. Маравич за три года в NCAA набрал очков больше, чем кто-либо даже за четыре. Но его любили не только за его попадания, он покорял публику своим творческим подходом к игре. Всё своё детство, под чутким руководством папы, юный Питер провёл в разработке и отработке новых элементов владения мячом. В 2010 году другой легендарный баскетболист и многократный чемпион НБА Джон Хавличек сказал о нём: «Маравич владел мячом лучше всех».

Пит был уверен, что всего добиться можно только тяжким многодневным трудом. Он одержимо занимался по многу часов подряд, порой даже в одиночку. Ему не надоедали бесконечные тренировки и огромное количество повторений одного и того же элемента. Но он не был баскетбольным «ботаником», скорее он был белым «глобтроттером» – шоуменом по натуре, которого кроме счёта на табло волновала также красота игры. Поклонники не могли отвести от него глаз, чтобы не пропустить ничего интересного. Словно по одному из «Битлз», девушки сходили по нему с ума, а молодые игроки пытались копировать с него всё, от замысловатых финтов до причёски и одежды. За командой Луизианы готовы были ехать куда угодно, лишь бы воочию понаблюдать за Питом «Пистолетом». В то время было множество атрибутики, связанной с Маравичем: статуэтки, фотографии, книги, журналы, плакаты – ни в каком другом колледже не было ничего подобного.

Но беззаботное студенческое время подошло к концу, герой молодёжи и непревзойдённый лидер по результативности, должен был теперь доказывать свою состоятельность на профессиональном уровне. Популярность Маравича на тот момент была настолько велика, что обе лиги — НБА и АБА отчаянно пытались завладеть правами на героя того времени. Эта история закончилась тем, что «Атланта Хоукс» (НБА) подписала контракт с Питом, сделав его в одночасье самым высокооплачиваемым профессиональным баскетболистом. Для него самого это стало лишь очередной рекордом, которых он за свою карьеру установил немало.

Но, к сожалению, диковинная сумма соглашения вызвала глубокое негодование и ревность со стороны почти всей лиги. Получение весьма прибыльного контракта ознаменовалось для кудесника мяча началом периода суматохи и несчастья. Его уникальный творческий стиль не был оценён по достоинству большинством спортивных обозревателей, тренеров и даже товарищей по команде. По их мнению, это было лишь бесполезной игрой на публику. К тому же дополнительным грузом стал давить тот самый студенческий рекорд результативности. Он стал проигрывать системе, и произошло невероятное: Пит Маравич потерял интерес к игре, его замучило дело всей его жизни. Но без магической связи с баскетболом он начал терять себя. Изменения были видны сначала на его лице, после чего начал реагировать и весь организм. Внезапно проявившийся мононуклеоз (заболевание лимфосистемы) привёл за собой паралич Белла (паралич лицевого нерва). Сам молодой человек стал капризным и с параноидальными наклонностями. Он хотел завершить карьеру, хоть один раз завоевав чемпионский титул, заткнуть рты критикам и уйти.

И даже несмотря на все эти потрясения, у Маравича оставались особые отношения с почитателями его таланта. Он был непоколебим в своей вере, что кроме попытки выиграть матч надо не забывать и о тех, кто за ним наблюдает, и с завидным постоянством старался развлечь толпу. В результате чего в каждом городе, куда бы ни приезжала команда Пита, её ждала армия преданных поклонников его таланта. Но руководство «Атланты» за четыре года насмотрелось на шоу, им нужны были победы, а три ранних вылета из плей-офф их явно не удовлетворяли. Вследствие чего Пита обменяли в «Нью-Орлеан Джаз» на шестерых игроков. Так Маравич вновь оказался в Луизиане. На знакомой земле ему частично удалось вернуть страсть к игре. На этот период его карьеры выдалось много захватывающих матчей, вспомнить хотя бы поединок с «Нью-Йорком», в котором Пистолет настрелял 68 очков. Возродившийся гений возглавил список лучших снайперов НБА. До сих пор он является единственным игроком, кому удалось стать лучшим бомбардиром сезона и в NCAA и в НБА.

Благодаря великолепной игре Пита «Джаз» добрались до зоны плей-офф. Но впереди ждали новые проблемы. Во время лучшей в недолгой истории клуба серии из 10 побед Маравич получил тяжелейшую травму колена в тот момент, когда в быстром отрыве отдавал результативный пас между ног. Эта передача стала его 15-й в том матче, но сам герой даже не смог самостоятельно покинуть паркет. После того момента он уже никогда не играл так, как раньше. Кроме его проблем со здоровьем начала испытывать серьёзные финансовые трудности и его команда, в результате чего «Джаз» пришлось обменять лучших игроков ради будущих выборов на драфте и наличных, что сказалось на результатах. Но оказалось, что даже этим организацию уже было не спасти, в результате чего клуб сменил владельца и перебрался в Солт-Лейк-Сити. Маравич вместе с партнёрами оказался в Юте, но его проблемы с коленом были к тому моменту серьёзнее, чем когда-либо. В сезоне-1979/80 он смог провести лишь 17 матчей, боль мешала полноценно принимать участие в командных тренировках, а у нового тренера «Джаз» Тома Ниссолка было строгое правило – кто не тренируется, тот не играет. Таким образом, легендарный баскетболист 24 матча провёл на скамейке запасных. В середине чемпионата руководство клуба приняло решение отказаться от услуг бывшего лидера. Наконец-то Пит оказался в команде чемпионского калибра, его услугами не преминули воспользоваться грозные «Селтикс», которых вёл за собой молодой Ларри Бёрд. Впервые со времен игры в «Хоукс», Маравич, хоть и в роли запасного, почувствовал вкус плей-офф. К сожалению, в 1980 году «Бостон» не смог завоевать титул. Маравичу тут же предложили контракт ещё на один сезон, однако с него было достаточно. Пистолет ушёл, так и не одержав ни одной громкой победы. Его больным коленям не хватило одного шага, ведь уже год спустя летом 1981-го «Селтикс» уже распечатывали чемпионское шампанское.

Уход Пита из НБА был бесславным и унизительным – зеркальное отображение его приходу в лигу. Без баскетбола он потерял всякий интерес к жизни и задал себе вопрос: а в чём был смысл всех этих лет? В самые тяжёлые моменты Маравич был склонен к суициду, но к концу 1982 года он открыл для себя христианство. Наконец-то он познал себя и последние годы своей жизни провёл с удовольствием в ладах с самим собой и Господом. Пит открыл христианско-вегетарианский молодёжный баскетбольный лагерь. Приблизительно в то же самое время неожиданно стали происходить и другие вещи. Репутация и влияние Пистолета на баскетбол в целом были пересмотрены. Началось это в начале 1984 года и продолжается по сей день. НБА в поисках дополнительной популярности расширила уик-энд «Матча всех звёзд», введя в праздничную программу конкурсы слэм-данков и трёхочковых, а также баскетбольный матч легендарных ветеранов. На тот момент Питу было 36 лет, у него не было никакого желания принимать в этом участие, но его жена Джеки настояла, что для него это станет очень важным событием. Неохотно, но всё-таки он согласился. В той показательной встрече Пит удивил многих не только своей феноменальной игрой. Благодаря своему вегетарианскому образу жизни он совсем не походил на ветерана, был в отличной спортивной форме, проблемы с коленом полностью прошли, а его игра напоминала ту, за которую его полюбили в молодые годы. Казалось бы, с того момента, когда пять лет назад он был игроком стартовой пятёрки основного «Матча звёзд», ничего не изменилось. Больше всего Пита удивил теплый приём публики, он не мог и подумать, что его всё ещё помнят.

Однако ещё больший восторг вызывало то, что его помнят не только ценители игры, но и восходящие звёзды НБА. Они не считали его циркачом, а совсем наоборот, пытались копировать все его фирменные движения, передачи и броски. В частности, Мэджик Джонсон и Айзейя Томас очень много говорили о Пите и его влиянии на их игру. «Игроком, который поменял для меня всё представление о баскетболе, был Пистолет», — сказал тогда Томас. Джонсон признался, что всё, чем сам радовал публику, он взял из игры Пита. Более того, за это время поменялась вся лига. То, за что раньше ругали Маравича, стали пропагандировать. Вспомнить хотя бы всем известный «шоутайм» «Лейкерс». Специалисты и критики признали тогда, что Пит предвидел будущее баскетбола на много лет вперёд.

После того памятного матча НБА не раз приглашала Пита на выставочные встречи за границей. С первого же предъявления он был выбран в Зал баскетбольной славы. В Солт-Лейк-Сити увековечили его игровой номер, то же самое произошло и в его школьной команде. Сам Маравич подарил несколько искромётных репортажей в качестве комментатора студенческих матчей на телеканале NBC. К тому же он присоединился к команде «Христиане», которая напоминала известных «Глобтроттерс», и взялся за свою автобиографию.

Пит Маравич

Пит Маравич

А за месяц до смерти Пит успел записать четыре обучающие видеопрограммы для молодых баскетболистов под общим названием «Домашняя работа по баскетболу», которые содержат детальные инструкции выполнения различных технических элементов игры, от простых до, казалось бы, невозможных. В этих фильмах он рассказывает обо всём с большим энтузиазмом. Просмотрев программы Маравича, можно представить, на что он тратил всё свое свободное время в юные годы.

Сколько бы ещё полезного мог бы сделать Пит, если бы его сердце не остановилось в начале 1988 года? Любого, кого привлекает баскетбол или стритбол, моменты с участием его игры не оставят равнодушным. След Маравича иногда можно было видеть в студенческих играх Стивена Карри, Джиммера Фредетта и Джей.Джей.Редика. Стив Нэш, Крис Пол, Джейсон Кидд иногда напоминают нам о создателе эффектного стиля игры. Если вспомнить фирменный манёвр Раджона Рондо, который во время прохода заносит мяч далеко назад, имитируя пас за спиной, а потом возвращает его вперёд и забивает сам (этот финт даже имеет своё название — «now-you-see-it-now-you-don’t»), то подсмотрел он его даже не у Алена Айверсона, это движение — лишь один из огромного числа трюков Маравича. Особенно эффектно он ему удался в января 1972-го в противостоянии с Джерри Уэстом. Из сверхновых звёзд Рики Рубио своей манерой игры приятно напоминает о наследии Пистолета.

С годами, как известно, плохие моменты в памяти людей стираются. Так было и с Питом. Творческой личности тяжело существовать, когда её не понимают, – иногда он был излишне вспыльчив по отношению к своим товарищам по команде. Он никогда не принимал участия в финальных играх как в колледже, так и на профессиональном уровне, но в итоге за него проголосовали как за одного из 50 лучших игроков НБА за первые 50 лет её существования.

Его уникальность нельзя было утаить в мешке. Нынешний наставник «Миннесоты» Рик Адельман играл вместе с Маравичем в «Новом Орлеане», а впоследствии тренировал таких кудесников мяча, как Джейсон Уильямс («Сакраменто»), Стив Нэш и Мэджик Джонсон (сборные звёзд), и вот теперь Рубио. Так вот, по мнению Рика, ему даже некого сравнить с Пистолетом. «Я даже никогда и не пытался сравнить чьё-либо мастерство с талантом Пита. Так как он обращался с мячом, не может никто».

Никогда не будет другого Пита «Пистолета» Маравича, но вы всегда можете прикоснуться к его наследию, просмотрев моменты его игр или пособий, а также прочитав его автобиографию. В Интернете также существует посвящённый ему сайт

Комментарии