Пока я печатаю эти строки, в Москве и Миннеаполисе стоит примерно одинаковая погода: около минус 13 градусов по Цельсию. И если в столице России столбик термометра будет (по крайней мере, должен) изо дня в день опускаться ниже, то в городе, в котором базируются «Тимбервулвз», ожидается некоторое потепление. У «Вулвз» собрался многообещающий коллектив, но Миннеаполис – не самая «горячая» точка для НБА: по американским меркам здесь чертовски холодно, и системообразующие игроки при первой же возможности попросятся в края более тёплые.
Но даже несмотря на бесконечную вереницу травм, которая тянется ещё с конца минувшего регулярного сезона, «Тимбервулвз» выглядит одной из самых симпатичных команд в этом году. И это во многом благодаря Андрею Кириленко и Алексею Шведу, двум парням из далёкой России, чьи карьеры развивались абсолютно по-разному и которые объединились в команде НБА. И несмотря на то что Миннеаполис и Москва находятся примерно в одном климатическом поясе, да и города чем-то похожи, их разделяют не тысячи километров, а целые миры.
Может быть, всё это стало результатом вынужденной глубокой ротации и отсутствия высоких ожиданий от команды, но все они добавляют «Тимбервулвз» задора, веселья и какой-то игровой свободы. Попадание Шведа в НБА – это побег из отцовского дома, где его стиль игры многим не приходился по душе, зато попал он в ту лигу, где манеры защитника гарантированно придутся по вкусу местной публике. Для Кириленко – это возвращение в мир, в котором он когда-то очутился совсем молодым и который сломал его. После более чем годичного путешествия в поисках себя молодого Андрею удалось добиться цели: он снова динамичный, резкий и всесторонне развитый игрок, которому разве что уже не 18, а 31. Но пример Андрея говорит нам о том, как слепы мы бываем и как быстро забываем.
Мне не хватало Кириленко в прошлом году, но я осознал это не сразу. С кучей проблем у себя на родине и с этим локаутом достаточно трудно сфокусироваться на человеке, который находится на другой стороне земного шара. «Юта» превратилась в абсолютно новую перспективную команду без него, но я не могу не думать о том, как бы сложилась карьера АК-47 в Солт-Лейк Сити под руководством кого-то другого, кроме Джерри Слоуна. Я невольно задумываюсь, глядя на 35-40 минут, проводимых Андреем на паркете, не ошибался ли великий тренер, отводя такую маленькую роль и столь незначительное время форварду.
Впрочем, за что бы ни боролись Слоун и Кириленко, это не повод душить один из самых выдающихся баскетбольных талантов в расцвете лет. Трудно не чувствовать себя ущемленным – думаю, Андрей испытывает нечто подобное. В 1999 году его выбрали на драфте в возрасте 18 лет (самый молодой европеец в истории лиги), в 20 он попал в НБА, попал на Матч всех звёзд в 22, став одним из лучших специалистов по защите. Его карьера развивалась столь стремительно… сейчас, глядя на его игру, я невольно задумываюсь – а где всё это было последние годы?
Я раньше называл его Андройд Кириленко. И если бы не 47-й номер, думаю, прозвище приклеилось бы к форварду навсегда. Не говоря уже о том, что Андрей напоминает героя Дольфа Лундгрена из фильма «Рокки» – Ивана Драго, который является олицетворением русского для американцев.
Кириленко был создан для того, чтобы играть в баскетбол: длинные руки, атлетизм, зашкаливающий IQ, феноменальный защитник. Единственное, что выдавало в нём признаки смертности, – его неаккуратная, несколько старческая походка – это на фоне умения выпрыгнуть на полметра вверх и пересечь паркет за несколько секунд. Когда он был молод, казалось странным, что кто-то может так неуклюже и с такой сутулой спиной носиться по площадке столь быстро. Сейчас Кириленко стал чуть медленней, но и выглядит теперь его передвижение по паркету естественней – даже лучшие машины с годами сдают.
В лиге не так много игроков, столь же многогранных, как Кириленко. Есть в английском языке такая поговорка: «to be Jack of all trades and master of none» — за всё браться и ничего толком не уметь. Это не про Андрея: он был и остаётся маэстро обороны, при этом умея делать в нападении абсолютно всё – просто Слоун забывал про эту сторону россиянина. Даже в 31 год его подвижность позволяет захлопнуть на щеколду дверь в коридор, ведущий от периметра к кольцу, при этом он успешно борется под кольцом с оппонентами, которые находятся на две-три весовые категории выше Андрея.
Что касается нападения, то в отсутствие травмированного Рубио и всё ещё ищущего свою игру Шведа именно Кириленко можно назвать основной созидательной силой в атаке. Вбейте на сайте Youtube фамилию и имя капитана сборной России, и вы станете свидетелем настоящей галереи пасов между ног: как своих, так и оппонентов. Это случалось так часто, что можно подумать, будто это было его фетишом. Тем трагичней выглядит решение главного тренера «Юты» усадить Кириленко на скамейку запасных и загубить карьеру звезды, а не «glue guy» (человек, который жертвует своей игрой ради общего успеха, например Шейн Баттье или Роберт Орри), которого видел в Андрее Слоун. Кириленко не мог переубедить Джерри (да и кому это вообще когда-нибудь удавалось?), поэтому россиянину пришлось смириться со своей новой ролью. Так у Андройда в 2006-м произошло перепрограммирование, результатом которого стал спад и попадание в рейтинг «худшие контракты».
Триумф с национальной сборной в 2007 году на Евробаскете и бронза на Олимпиаде в Лондоне, полноценный сезон в составе ЦСКА, омрачённый фиаско в финале Евролиги, всюду следующая за ним должность капитана – всё это помогало Андрею продолжать жить мечтой. Но всё это было лишь заменителем, попыткой уйти от того, что ему не удавалось осуществить в НБА. Возвращение домой значило заново найти себя, почувствовать свободу, которая позволила Андрею вырасти в столь уникального баскетболиста. Подписанный контракт с «Миннесотой» – не просто совпадение, это попытка быть как можно ближе к дому, шанс соединить две жизни – не реализованную карьеру в НБА и звёздный статус у себя на Родине.
Алексей Швед, давеча вышедший в стартовом составе, пока только обрастает перьями. Его переезд в США сопровождается возрождением того, что предавалось забвению много лет. Между европейскими первенствами и НБА существует огромная пропасть: то, что позволено в Новом Свете, жёстко искореняется в Старом. Спортсмену предоставляют свободу для самостоятельного анализа, в чём его сильные стороны, а над чем ещё предстоит работать, и именно первое пытаются внедрить в игровую модель команды, извлекая максимальную пользу.
Но, разумеется, если тихоход вдруг решит лезть под кольцо, а реализующий лишь каждый пятый бросок из-за дуги парень возомнит себя снайпером, их тут же посадят на скамейку. А в Европе сформировалась культура упрямого и систематичного искоренения ошибок, и пока ты не избавишься от огрехов, у тебя просто не будет времени работать над сильными качествами. Да и начинают этим заниматься отнюдь не в 19-20 лет, а тогда, когда совсем юные ребята даже не понимают, в каком аспекте они доминируют, а где уступают противникам.
«Здесь, в НБА, если тебе дают возможность, ты прорываешься под кольцо, – говорит Алексей. – Если ты открыт, ты бросаешь. Если промахнулся – бывает. Но в Европе если в раннем нападении ты решил бросить и не попал, то тренер заменит тебя. В НБА же ты можешь допустить ошибку – для игрока это очень важно».
Итак, после шести лет в ЦСКА (хотя два раза Алексей покидал стан «армейцев», отправляясь в аренду), руководство «Тимбервулвз» и Рик Адельман, взглянув на свой здоровый ростер, решило пригласить человека, которого то боготворили, то нещадно критиковали. Одобрительные возгласы до сих пор слышны с трибун, когда Швед выходит на площадку. Да, ему надо работать над броском в прыжке, но уже сейчас плечи перестали заваливаться вперёд, а откровенно провальных матчей с точки зрения процента попаданий у Алексея не было. Он просто излучает уверенность, когда выходит на паркет, зная, что Адельман ему доверяет. Швед поехал за игровой свободой, этот переезд был неизбежен, пусть и затянулся: кто-то скажет, что на пять лет, кто-то на два года.
Посмотрите, что он вытворял в пятницу в матче против «Нового Орлеана», или же против «Голден Стейт» три недели назад. А ведь Рики Рубио только восстановился и появился на паркете, нет Брэндона Роя, который, вроде бы, приступил к тренировкам, но большой вопрос, вернётся ли он когда-нибудь на площадку в официальном матче. Всё это заставляет Шведа чаще брать инициативу на себя и руководить действиями своих более опытных партнёров – он уже доказал, что может справиться с этой задачей. Даже кажущиеся простыми игровые эпизоды Алексей может превратить в конфетку.
Посмотрите матч против «Уорриорз», 10.40 до конца второй четверти. Швед используется заслон от Данте Каннингэма и уходит влево. Его принимает Карл Лэндри и пытается загнать в лицевую, разумно решив, что защитник сейчас пойдёт под кольцо. Но как только оппонент делает движение плечом, чтобы занять более удобную позицию для защиты, Алексей резко останавливается, взмывает вверх и выпускает мяч в кольцо. Это не так эффектно как кроссовер, но столь же обезоруживающе. Прекрасный эпизод, который должен быть поставлен на регулярную основу.
Да и потом, о способностях Алексея хорошо знают только специалисты, партнёры по команде, поклонники «Тимбервулвз» и один центровой из «Денвера» – на сцене НБА он далеко не самая известная личность. Помогает ему и то, что так, как он, в США парни выглядят, которым только-только стукнуло 16, и они счастливые идут сдавать на права. А телосложением он напоминает ученика-второгодку какого-нибудь колледжа, да и ведёт себя по отношению к противникам так же уверенно и высокомерно, как это свойственно скорее студенту, нежели профессионалу с шестилетним стажем.
Ну и ещё: неужели пас в прыжке до сих пор является смертным грехом в НБА? По-моему, это позволяют практиковать только Леброну Джеймсу. Как бы то ни было, но либо до Алексея ещё не донесли информацию о том, что этот элемент в НБА не приветствуется, либо он настолько в этом хорош, что ни у кого не возникает желания даже обсуждать этот вопрос. Да и потом, Швед, скорее всего, пожмёт плечами, а выражение его лица будет означать: «Я не понимаю, о чём вы говорите».
Эти передачи в прыжке нравятся болельщикам. Он может передавать мяч вдоль всей лицевой линии. Он может отдать пас с двумя противниками на плечах. Он может делать это в статичном положении, но ему нравится на бегу. Он всегда находит удобное для атаки место на паркете, что вкупе с его высоким ростом для своей позиции полностью нивелирует относительно маленький размах рук – и это работает. И пусть это немного идёт вразрез с тем, как принято играть в НБА, мы живём в ту эпоху, когда грань между понятиями «хорошо» и «плохо» стирается.
Вряд ли Алексей Швед будет стабильно набирать по 22 очка и раздавать 7-8 результативных передач, а Андрей вряд ли выдаст перформанс подобный этому. Цифры в их случае не так важны, как понимание того, что они могут, – а это большая разница. Кириленко и Швед уже сейчас, с возвращением Кевина Лава и после краткосрочного отсутствия Николы Пековича, исполняют более второстепенные роли. Когда же начнёт феерить Рубио, а также предпримет очередную попытку вернуться Рой, то игровое время им сократят ещё значительней, но ни для того, ни для другого это не станет чем-то шокирующе новым: им уже урезали игровое время. Их манера игры требует всего лишь веры тренера – своей игрой на старте сезона они её заслужили. А вера в тебя Адельмана стоит того, чтобы покинуть родной дом – не важно, впервые или повторно.