Телеканал ESPN снял документальный фильм «Когда-то они были братьями», посвящённый неоднократному чемпиону мира и Европы и одному из самых популярных баскетболистов Владе Дивацу. В нём рассказывается о замечательном поколении игроков сборной Югославии, блестяще выступавших на международной арене и в НБА, однако затем счастливая жизнь кончилась. Страну разорвала Гражданская война, и дружба Диваца с легендарным защитником Драженом Петровичем прервалась, потому что один был сербом, а другой хорватом. В 1993 году Петрович разбился в автокатастрофе, а экс-центрового «Лейкерс» и «Сакраменто» по сей день беспокоит, что ему так и не удалось восстановить отношения с другом…
Не только я, но и все европейские баскетболисты, относящиеся к первой волне эмиграции в НБА, должны гордиться подобными достижениями коллег, потому что путь в лигу создан нашими общими усилиями.
Во время съёмок корреспондент ESPN поговорил с Дивацом о фильме, европейской экспансии в НБА, его баскетбольном пути и отношении к жизни.
— Владе, кому в голову пришла идея создать документальный фильм о вашем поколении югославских баскетболистов?
— Честно говоря, задумка принадлежит исполнительному продюсеру Диону Кокоросу. Он хорошо знал мою жизнь и характер моих отношений с игроками из того поколения. Он предложил мне сделать фильм и сказал, что было бы неплохо предоставить людям шанс оценить меня не только с баскетбольной точки зрения, но и узнать меня лучше.
— Удалось понаблюдать за вами во время съёмок. Кажется, произнося имя Дражена Петровича, вы снова и снова вспоминаете вещи, о которых не думали уже целую вечность. Так ли это?
— Да, в случае с Драженом это намного тяжелее, потому что его с нами больше нет. Я до сих пор мучаюсь из-за того, что мне так и не выпала возможность поговорить с ним и уладить проблемы, которые у нас были. Мы не успели помириться. До Гражданской войны мы с ним в расположении сборной Югославии всегда жили в одной комнате. У нас были общие цели, мы поддерживали друг друга в течение первых лет в НБА. Фактически именно мы открыли дорогу в сильнейшую лигу мира для баскетболистов со всего мира, ведь клубы поняли, что европейцы тоже умеют играть. До нас пробиться было невероятно тяжело.
— Чувствовали гордость, когда, например, Дирк Новицки получал звание самого ценного игрока сезона, а Тони Паркер был назван MVP финальной серии плей-офф?
— Не только я, но и все европейские баскетболисты, относящиеся к первой волне эмиграции в НБА, должны гордиться подобными достижениями коллег, потому что путь в лигу создан нашими общими усилиями.
— Многие говорят, что европейцы оказали значительное положительное влияние на заокеанский баскетбол. А в чём американский стиль игры помог вам лично?
— В начале 1980-х годов НБА серьёзно опережала Европу по уровню. Конечно, приехав в Америку, мы смогли прибавить в классе. Потом мы приезжали на международные соревнования, делились опытом, и Старый Свет начал постепенно приближаться к США. Когда европейские сборные начали обыгрывать американцев, те стали серьёзнее относиться к чемпионатам мира и Олимпиадам. Если раньше они отправляли на эти турниры студентов, то теперь исключительно профессионалов. Им же хочется выигрывать.
НБА – самая популярная лига в мире. Конечно, футбол остаётся самым популярным видом спорта, но особенность НБА заключается в том, что здесь удивительная смесь американских и зарубежных игроков.
— Вы много путешествовали по миру благодаря баскетболу. Игра действительно популярна на всей планете?
— Да, так и есть. НБА – самая популярная лига в мире. Конечно, футбол остаётся самым популярным видом спорта, но особенность НБА заключается в том, что здесь удивительная смесь американских и зарубежных игроков.
— Хотелось бы поговорить с вами о некоторых тонкостях баскетбола. В США молодёжь в силу различных обстоятельств в большей степени оттачивает игру один на один, дриблинг, быстрые отрывы. А в Европе, кажется, повышенное внимание отводится обучению передачам, видению площадки, обыгрышу из положения спиной к кольцу.
— Именно это европейцы и привнесли в баскетбол НБА: искусство отдать результативный пас, снайперские таланты. Американские дети, как вы и сказали, хотят обыграть своего оппонента один на один и забить сверху, а мы же сосредоточены на фундаментальных качествах.
— Что было вашим козырем, как считаете?
— Хорошие руки. Играя в одной команде с Мэджиком Джонсоном, я максимально использовал свой потенциал, потому что он помогал всем партнёрам становиться лучше. Затем видение площадки сделали меня одним из лучших пасующих «больших». Я так гордился этим. Много очков я никогда не набирал, но великолепно находил открытых партнёров и делал очень зрелищные передачи.
— По всей видимости, этим умением вы заразили партнёров по «Сакраменто». С вами играли великолепные мастера паса вроде Джейсона Уильямса и Криса Уэббера.
— Когда вы играете рядом с прекрасными исполнителями, стараетесь сделать всё, чтобы добиться прогресса и чему-то у них научиться. Думаю, Уэббер и Уильямс переняли что-то у меня, а я у них. Это замечательно.
— Вы в своё время были задрафтованы «Лейкерс», начали в этом клубе карьеру и там же её закончили. Что для вас значило играть в этой великой команде? И как вы оцените время, проведённое в «Лос-Анджелесе»?
— Мне посчастливилось оказаться в «Лейкерс». В этой команде я наилучшим образом адаптировался к жизни в другой стране, к новому стилю баскетбола. Кто знает, как бы сложилась моя карьера, если бы я пришёл в какой-то другой клуб. В «Лос-Анджелесе» все хотели мне помочь, начиная от игроков и тренеров и заканчивая Джерри Бассом. Этого человека я вообще считаю лучшим хозяином клуба из всех, кого я видел. Джерри любит баскетбол, коллектив и уважает всех сотрудников. Вот поэтому я и вернулся в «Лейкерс», чтобы завершить карьеру именно здесь. За год до этого мы встретились в Лас-Вегасе, и Басс сказал мне: «Владе, мой мальчик! Я хочу, чтобы ты вернулся и отыграл в майке нашего клуба последний сезон».
— Потом вы некоторое время работали в «Лейкерс» скаутом, верно?
— Да,
Я использовал баскетбол, чтобы добиться успеха и обеспечить хорошее будущее. Я знаю много прекрасных игроков, которые после завершения карьеры терялись в жизни. Я же всегда хотел быть примером для детей, следящих за НБА, поэтому плотно сотрудничал с международным отделом лиги.
хотел послужить на благо команде. Я жил в Европе и был в курсе баскетбольных день всего континента. И даже сейчас, работая президентом Олимпийского комитета Сербии, я стараюсь помочь «Лейкерс», если это в моих силах.
— А помните, что именно благодаря вам «Лейкерс» выменяли из «Шарлотт» молодого Коби Брайанта в 1996 году?
— Да, обмен оказался невероятно выгодным (смеётся). Помню, что 14 лет назад, когда меня отдавали в «Хорнетс», многие скептически к этому отнеслись, ведь Коби был совсем мальчишкой, едва закончившим школу. Плюс со мной «Лейкерс» расстались, чтобы освободить место под потолком зарплат и подписать контракт с Шакилом О’Нилом. Конечно, я был расстроен. В какой-то момент я даже задумался о том, чтобы завершить карьеру, потому что баскетбол мне не доставлял удовольствия.
— Что заставило вас изменить своё мнение и вновь влюбиться в игру?
— Я поговорил с Джерри Уэстом и наставником «Шарлотт» Дэйвом Коуэнсом. Он мне сказал, что я могу в любой момент повесить кроссовки на гвоздь, но почему бы сначала не попробовать поиграть в «Хорнетс». Я задумался, мне понравился штат Каролина. Потом я стал свободным агентом и выбрал «Сакраменто», так как хотел вновь оказаться в Калифорнии и взяться за какую-то команду с нуля.
— За что вы благодарны баскетболу?
— Я использовал баскетбол, чтобы добиться успеха и обеспечить хорошее будущее. Я знаю много прекрасных игроков, которые после завершения карьеры терялись в жизни. Я же всегда хотел быть примером для детей, следящих за НБА, поэтому плотно сотрудничал с международным отделом лиги. Теперь во всём мире полно обучающих детских лагерей, и я горжусь, что мне удалось поработать с Ким Бохани. Она является руководителем международного направления лиги, и ей принадлежит идея создать программу «Баскетбол без границ».
— Люди посмотрят документальный фильм ESPN, снятый о вас. Что они из него поймут?
— Я думаю, что нам надо серьёзнее относиться к жизни, ведь мы не знаем, что произойдёт завтра. В этом фильме сначала всё идёт прекрасно, у нас в сборной отличные отношения, в стране нормальная жизнь, а потом за одну секунду наступает хаос. Необходимо из каждого дня жизни извлекать максимум.