В конце 2010 года у многих команд заканчиваются контракты со спонсорами. По большому счёту, многие из них уже завершились – так как переговоры с крупными компаниями проходят летом. Если они не увенчались успехом – с партнёром, приносящим деньги, уже сегодня можно прощаться. Как правило, соглашения в Ф-1 подписываются на три года, реже – на пять лет. Цикл, который завершается после Гран-при Абу-Даби, был омрачён мировым финансовым кризисом и глобальной рецессией.
Если Формулу-1 не будут качественно показывать, интерес спонсоров к ней снизится.
Как известно, в Формуле-1 кризис в полную силу чувствуется гораздо позже (если не считать немедленного ухода «Хонды», «Тойоты» и «БМВ») – всё дело в среднесрочных контрактах спонсоров, которые чаще всего исполняются. Но затем, по прошествии трёхлетнего периода, компании могут покинуть Формулу-1, указывая на многие причины. Среди прочего — собственное финансовое положение и неспособность оправдать траты на Формулу-1 в ситуации, когда с заводов увольняют рабочих.
Некоторые спонсоры могут обратить внимание на то, что реклама в Формуле-1 из года в год не становится эффективнее. Концепция спонсорства не претерпела больших изменений за 30 лет – это по-прежнему наклейка (точнее, нарисованное краской изображение), которая помещается на болид в надежде попасть в эфир трансляции. Как и 30 лет назад, компания-спонсор Ф-1 часто начинает собственную параллельную рекламную кампанию с общим лейтмотивом «посмотрите, какие мы крутые – спонсируем Формулу-1». Такая методика в идеальных условиях работает довольно неплохо – банк ING до того как грянул кризис и Нельсон Пике-мл. врезался в стену, фиксировал значительный рост узнаваемости собственного бренда. Но ING получил от «Рено» огромные площади и статус титульного спонсора – за выделенный банком бюджет конкурирующие команды предлагали лишь среднюю по размеру «наклейку». А что делать тем компаниям, которые приносят «всего» несколько миллионов?
Спонсору интересно отождествлять себя с лучшими пилотами и командами (а ведь это люди, которые прошли горнила младших серий и накопили лишний миллиард для инвестирования в Ф-1, что совсем не просто), он очень заинтересован, когда его логотип демонстрируется в пылу борьбы. Кроме того, компании, дающей деньги, жизненно необходимо, чтобы Формулу-1 смотрели как можно больше людей. Чем больше зрителей – тем эффективнее работает наклейка.
Но тут возникает определённая проблема. Нафаршированный миллионами спорт, гламурную Формулу-1 показывают по телевидению весьма посредственно – это горькая правда, которую стоит признать.
Претензия первая: хроническое игнорирование обгонов на трассе. Конечно, несколько лет назад, когда на «Хунгароринге» было пару атакующих мероприятий, телевизионщикам было простительно пребывать в блаженном анабиозе в ожидании очередного пит-стопа лидера. Но в этом году борьба активизировалась, а телережиссёры зачастую остаются безучастными. Звучит оправдание: обгонов стало больше, но значительную часть из них составляют экзекуции новых команд.
Однако аутсайдеров не только обгоняют – они сражаются и друг с другом. А это борьба равных соперников, и выглядит она – в основном для зрителей трибун – весьма впечатляюще. Молодые команды страдают от нехватки внимания, а ведь им нужно доказывать немногочисленным спонсорам, что их наклейку увидят в трансляции сотни миллионов болельщиков по всему миру. Режиссеры пропускают и обгоны «полноценных» гонщиков – пример с игнорированием прорыва Кобаяши из задних рядов в Венгрии стал хрестоматийным.
Претензия вторая: крайне низкий уровень режиссуры глобальной телетрансляции. На протяжении нескольких лет мы привыкли, что самые сочные кадры и откровенные сцены попадают в конце года в DVD-обзор, который продаёт Берни Экклстоун. Часто оказывается, что повтор особо знаменательной аварии и обгона доступен только там – не говоря уже о многих мелких сценах, которые не попадают в мировую трансляцию, но создают великолепную атмосферу спортивного праздника.
После Гран-при Венгрии FOM переплюнула саму себя. На сайте f1.com появился краткий обзор событий гонки в Будапеште, и сложилось ощущение: режиссёр показал какую-то другую серию. Оказалось, что существовала вполне чёткая запись с вертолета, которая показывала, насколько далеко отстал Себ Феттель во время рестарта. Только для интернет-аудитории стали доступны сочные радиопереговоры Себа в стиле «Какого *** Марк оказался впереди?» и «Ребята, я *** рестарт». Исключительно посетители сайта f1.com видели, как стремглав неслись в зону обслуживания механики «Ред Булл» и как нервно реагировал капитанский мостик команды на почти непристойные жесты Феттеля в момент отбытия его наказания. Адам Парр со страхом на лице наблюдал за манёврами Шумахера, а мачеха Льюиса лишь пожала плечами после неудачи сына (в эфире, кстати, тоже не обошлось без нецензурщины).
Почему самые сочные куски оказываются в DVD-обзоре в конце года?
Радует, что где-то в недрах FOM есть люди, способные создать вменяемый видеопродукт. Хотелось бы, чтобы они вышли из сумрака и оккупировали основную трансляцию.
Претензия третья: технический уровень обеспечения трансляции Формулы-1 не соответствует имиджу спорта. Как и 40 лет назад, половина круга может пройти в режиме вертолетных съёмок. Термальную камеру, которая включается два раза за уик-энд, зритель воспринимает как откровение. GPS-приёмник появляется всего на мгновение – в момент, когда пилот совершает пит-стоп и кто-то грозится его опередить. А ведь в распоряжении FOM есть весьма эффектные технологии. Вспомните, как Дэвид Култхард тестировал камеру, установленную на шлеме в Бразилии-2008. Почему технология так и не появилась? А какую роскошную 3D-анимацию старта в Абу-Даби показали в прошлом году – тогда виртуальная камера облетела пелетон с разных ракурсов? Где же эта анимация?
Программа для iPhone/iPad, сезон использования которой стоит около $ 30, позволяет любому желающему увидеть GPS-позиции пилотов на круге (довольно качественная анимация) в режиме реального времени. Почему не показывать это во время трансляции – хотя бы первые несколько кругов или в момент рестарта?
Почему в гонках NASCAR, когда два гонщика сражаются за позицию, рядом с ними появляется индикатор, в режиме реального времени показывающий отрыв между ними: ждать отсечек трёх секторов не нужно. Почему при этом машины NASCAR показывают из нескольких камер: сзади, спереди, сбоку, в кокпите? И делают это, между прочим, в HD-качестве. Почему радиопереговоры идут в эфир моментально – в момент, когда пилот пересекает финишную черту?
На каждом автодроме установлено несколько десятков камер, которые позволяют центру управления увидеть всю трассу целиком. Почему не подключить их к глобальной телетрансляции, чтобы в момент, например, аварии показать, как происходило дело — если инцидент не попал в поле зрения обычного оборудования?
И, заметьте, мы не добрались ещё до журналистской части трансляции – почему бы во время гонок не брать краткое интервью у членов команды или сошедших гонщиков, показывать их в режиме «картинка в картинке»? Особенно это будет полезно в ситуации, когда пилот сошёл по неизвестной причине или после аварии.
Если CVC желает увеличить выручку от Формулы-1, пора настроить телевизор.
Все эти вопросы пока не находят ответа. По какой-то причине ведомство Берни либо игнорирует новые технологии в том, что касается трансляции Ф-1, либо пытается перевести их на откровенно коммерческие рельсы. В своё время у Берни уже была попытка использовать телевидение невероятной технической навороченности — но затея не нашла последователей. Некоторые наблюдатели полагают, что супер-трансляция Формулой-1 стала попыткой выгодно продать коммерческие права на автогонки, в чём Экклстоун преуспел, многие считают, что после вояжа в область высоких технологий у Берни появилась аллергия на слишком сложную организацию ТВ-трансляции.
Но какими бы ни были мотивы Эклстоуна, промоутер Формулы-1 должен понимать – если королевские автогонки и дальше будут перенимать передовой ТВ-опыт с огромным опозданием, спонсорам будет всё сложнее убеждать себя инвестировать в Формулу-1 – особенно во времена непростой экономической ситуации.