Киберспорт — неконтактный вид спорта, а значит, риск получить здесь травму не настолько велик, как в традиционном спорте. И тем не менее он есть. Практика показывает, что для получения травмы в киберспорте достаточно просто мало двигаться.
Если для контактных видов спорта присущи переломы и растяжения, то для киберспортсменов наибольшую опасность представляют травмы локтевого сустава и спины. Туннельный синдром, проявляющийся болями в кисти руки, можно считать профессиональным заболеванием офисных работников и киберспортсменов. С подобными диагнозом игроки не могут не то что проводить официальные матчи, но и просто тренироваться.
Причиной возникновения боли в руке является защемление нерва в канале запястья. Это происходит в результате постоянной нагрузки на одни и те же мышцы. Киберспортсменам приходится совершать однообразные движения компьютерной мышью на протяжении нескольких часов в день. Запястье находится в постоянном напряжении, и если не делать пауз во время тренировок и не выполнять специальные упражнения, то через некоторое время может проявиться боль и дискомфорт, ослабление и онемение рук.
В марте 2014 года игрок команды Evil Geniuses по Dota 2 Клинтон «Fear» Лумис пропустил SLTV StarSeries IX America из-за травмы локтевого сустава. Вернувшись в строй через две недели, Клинтон вновь почувствовал боль в руке. Решив не усугублять ситуацию, он обратился к специалистам. Прогноз докторов был неутешительным, и Fear решил повременить с тренировками. Пропустив The International 2014, киберспортсмен вернулся в строй лишь в начале 2015 года.
С подобной травмой столкнулся и шведский игрок в Counter-Strike Олоф «olofmeister» Кайбьер Густафссон. Болезнь сказалась на игре Олофа, и это было заметно ещё на MLG Columbus. Затем команда Густафссона Fnatic по этой причине пропустила DreamHack Masters Malmo, а после обзавелись заменой. Спустя два месяца отдыха Олоф вернулся к активным тренировкам.
«Я следовал советам своего доктора и занимался в тренажёрном зале 3-4 раза в неделю. Я каждый день выходил на прогулку и делал пробежку», — рассказывал игрок после своего возвращения.
Тогда же Ладислав «Guardian» Ковач пропустил матчи групповой стадии
Dreamhack Masters Malmo из-за проблем с рукой, однако в играх плей-офф участие всё же принял.
Травмы пальцев, кисти рук или запястья — обыденное явление для компьютерного спорта. Никто из киберспортсменов не желает сидеть на больничном и наблюдать за матчами со стороны. Для профилактики и лечения туннельного синдрома врачи рекомендуют выполнять небольшой набор упражнений. Простые правила разогрева, растяжки и чередование тренировок и отдыха способны если и не полностью предотвратить, то хотя бы уменьшить число подобных инцидентов.
Наравне с туннельным синдромом особую опасность для киберспортсменов представляет гиподинамия. Это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Гиподинамия ведет к уменьшению силы и выносливости, нарушению нервной системы и обмена веществ.
В сентябре 2016 года бывший министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко обязал российских киберспортсменов сдавать нормы ГТО, чтобы исключить возникновение гиподинамии.
«Для исключения гиподинамии каждого киберспортсмена планируется допускать к занятиям этим видом спорта после выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Ведь спорт ценен не сам по себе, он должен способствовать гармоничному физическому и нравственному развитию личности», — заявил чиновник.
Среди известных примеров, демонстрирующих, как из-за недостатка физической активности страдает организм киберспортсмена, можно вспомнить ситуацию вокруг команды Cloud 9 по Dota 2 накануне финальных игр 10-го сезона Starladder. Тогда появилась информация о том, что Питтнер «bOne7» Арманд не сможет помочь своей команде в финале. Перед решающим матчем игрок проснулся с острой болью в животе. Врачи осмотрели киберспортсмена и обнаружили в почках игрока камни. Причиной их возникновения в организме стал банальный малоподвижный образ жизни.
Чтобы исключить возникновение гиподинамии, киберспортсмен должен заниматься в тренажёрном зале хотя бы два раза в неделю и почаще бывать на свежем воздухе. Ведь не зря говорят, что жить — значит непрерывно двигаться.
Но если продолжать уделять физическим нагрузкам мало внимания, есть риск заработать проблемы со спиной. Этому подвержены проводящие за компьютером дни напролёт. В традиционном спорте травмы позвоночника нередко приводят к тому, что спортсмены уже не возвращаются к прежней жизни. В киберспорте всё не настолько серьёзно, однако на графике выступления игроков это также сказывается.
Весной 2015 года Расмус «Chessie» Бломдин из The Alliance по Dota 2 из-за травмы спины пропустил несколько крупных турниров, включая ESL One в Нью-Йорке. Проблемы со здоровьем у Расмуса начались ещё во время турнира World Cyber Arena 2014. На протяжении всего чемпионата Chessie чувствовал себя плохо, поэтому турнир для него выдался нелёгким.
По завершении соревнований Chessie принял решение взять перерыв в карьере. Ожидалось, что спустя какое-то время он вернётся в состав The Alliance, но травма оказалась более серьёзной. Врачи настояли на том, чтобы киберспортсмен прекратил играть и занялся лечением. Спустя три месяца Расмус возобновил тренировки и начал стримить. Доходы от стримов пошли на лечебные процедуры.
Киберспортсмены, как и их коллеги из большого спорта, много тренируются, часто летают, постоянно находятся в напряжении. Эти составляющие сказываются не только на их физическом, но и на психическом здоровье игроков.
В июне 2014 года в ходе подготовки к The International выяснилось, что игрок команды Fnatic по Dota 2 Адриан «Era» Крезиу задержится дома из-за непредвиденного ухудшения здоровья: «Когда мы увидели его, это был совсем не тот Era, которого мы знали и любили как брата. Он был сам не свой — страдал рвотой и ежедневными приступами тревоги. Позже он объяснил, что приступы паники становятся более частыми и тяжёлыми с каждым новым перелетом».
После возвращения игрока домой Fnatic проинформировала Valve о сложившейся ситуации. Команде пришлось искать замену на предстоящий LAN-финал The Summit в Лос-Анджелесе.
Полностью исключить травмы и проблемы со здоровьем невозможно, но их появление можно свести к минимуму. Как утверждают врачи, большинство травм в киберспорте можно предотвратить формальными мерами предосторожности. Для профилактики профессиональных заболеваний и травм у киберспортсменов специалисты советуют придерживаться разумного баланса между игрой и другими занятиями. Здоровый образ жизни подразумевает полноценный сон, движение на свежем воздухе, хорошее питание, отказ от чрезмерного увлечения энергетическими напитками и кофе. И при наличии таланта и трудоспособности это может стать крепкой основой успешной киберспортивной карьеры.