2 ноября Всемирная киберспортивная ассоциация (WESA) объявила о создании арбитражного суда для разрешения споров, возникающих между профессиональными игроками и организациями, тем самым вновь затронув тему контрактных обязательств в киберспорте. Арбитраж под эгидой World Esports Association может стать инструментом цивилизованного подхода к регулированию взаимоотношений на профессиональной сцене и показателем сближения компьютерного спорта с традиционными видами, что и провозглашается главной миссией WESA.
В традиционном спорте всем молодым спортсменам за редким исключением предлагают заключить пробный, или просмотровый, контракт, после чего по итогам сезона спортивный клуб может предложить более выгодные условия сотрудничества.
Игрокам рекомендуется полностью сконцентрироваться на своих результатах, а организационные и административные вопросы становятся прерогативой менеджеров.
Это может быть односторонний контракт, который оплачивается одинаково вне зависимости от того, играет ли спортсмен за основной состав клуба или находится в резерве, либо двусторонний, где прописываются разные условия в зависимости от того, в какой команде или лиге он играет. Несмотря на наличие вторых составов у некоторых киберспортивных организаций, настолько чёткого деления в контрактах в этой сфере пока нет. Но в них подробно прописываются обязательства обеих сторон.
Профессиональные киберспортсмены должны соблюдать режим, бережно относиться к атрибутике организации, выполнять требования руководства и не могут напрямую вступать в переговоры с другими коллективами. Игрокам рекомендуется полностью сконцентрироваться на своих результатах, а организационные и административные вопросы становятся прерогативой менеджеров.
Разработчик League of Legends компания Riot Games внимательно следит за соблюдением контрактных обязательств
Один из самых известных случаев нарушения условий контракта в компьютерном спорте был зафиксирован в июне 2014 года. Китайский игрок в League of Legends Ку «styz» Чжи Лян вёл переговоры с представителями другой киберспортивной организации, являясь игроком LGD Gaming. По правилами киберспортивной ассоциации Китая, такие действия может самостоятельно совершать лишь свободный агент. По результатам разбирательства киберспортсмен получил запрет на участие в чемпионатах по League of Legends сроком на 12 месяцев, а его контракт с LGD был заморожен.
Несмотря на относительную неразвитость сферы киберспорта в нашей стране, а включение дисциплины в реестр официальных видов спорта, напомним, произошло лишь 7 июня этого года, в России уже также имеются собственные судебные прецеденты по таким контрактам. В июле 2016 года Свердловский районный суд города Белгорода вынес решение в отношении российского игрока Ивана «Gorec» Картанкова. Участник команды Arcade eSports по Dota 2 обвинялся по трем пунктам. Среди них отсутствие на тренировочной базе, проведение переговоров с другими организациями и беспричинный отказ от использования командного тега. В итоге киберспортсмена обязали выплатить 115 тыс. рублей за нарушение контрактных условий.
Бывший игрок Arcade eSports по Dota 2 Иван «Gorec» Картанков
Однако в невыполнении оговоренных обязательств иногда уличают и тех, кто эти контракты разрабатывает — киберспортивные организации. В том числе и самые именитые. Одной из наиболее обсуждаемых новостей октября стала информация, что Team Secret задерживала зарплату и выплаты призовых своим бывшим игрокам.
Джеки «EternalEnvy» Мао обвинил менеджмент Team Secret в присвоении 10% выплат всех турниров и в общей задолженностью перед игроками в размере $ 340 тыс.
Джеки «EternalEnvy» Мао обвинил владельца организации Кемаля Садыкоглу и капитана Клемента «Puppey» Иванова, что те присваивали себе 10% выплат всех турниров и остались должны игрокам $ 340 тыс. Руководство коллектива заявило, что процент с призовых шёл на оплату менеджмента команды.
Как правило, игроки действительно отчисляют процент из заработанных денег на нужды организации, но его размер должен чётко оговариваться в контракте. В зависимости от дисциплины и величины призовых он может достигать 20%, а выигранные средства обычно поступают от организаторов турниров на счёт команды в течение месяца.
В отличие от традиционного спорта, где футбольные и хоккейные клубы не боятся раскрывать данные о сумме трансфера или зарплате игроков, в киберспорте стоимость контрактов обычно не разглашается, а сроки их действия часто оказываются значительно меньше. Игровая жизнь киберспортсменов довольно коротка, а ситуация на профессиональной сцене в компьютерном спорте меняется гораздо быстрее и сильно зависит от популярности конкретных дисциплин. При этом сам факт подписания звёздных игроков, как правило, становится громким информационным поводом. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что за наиболее популярными киберспортсменами стоят армии верных фанатов, насчитывающие десятки и даже сотни тысяч человек.
Корейские киберспортсмены под защитой KeSPA
Признание киберспорта в России на государственном уровне — важный шаг в становлении правил игры в этой сфере. Это дало толчок к развитию Федерации компьютерного спорта России и других профессиональных структур в нашей стране. По опыту других стран, именно эти организации участвуют в регулирующей деятельности. Так, Корейская ассоциация киберспорта (KeSPA) в Южной Корее взяла на себя все вопросы по защите игроков, тем самым демонстрируя важность цивилизованного подхода в построении взаимоотношений между киберспортсменами и организациями.