После окончания седьмого матча финальной серии плей-офф НБА 2010 года ветеран «Лейкерс» Дерек Фишер, заслуживший репутацию человека уравновешенного и отнюдь не наиболее эмоционального, под влиянием выпитого на радостях от завоевания второго кряду чемпионского титула шампанского не стеснялся делать громкие заявления. «Всё только начинается», — кричал опытный защитник в камеру и для тех, кто случайно пропустил его реплику, нараспев её повторил. «Всё только начинается, крошка!»
Едва ли это были пустые слова. На тот момент коллектив из Калифорнии, по мнению большинства, располагал лучшим главным тренером и владельцем в своей истории. В стартовой пятёрке на площадку выходила живая легенда мирового баскетбола в лице Коби Брайанта, которому на тот момент едва исполнился 31 год, а вместе с ним играли именитый и титулованный форвард По Газоль и подающий большие надежды центровой Эндрю Байнум, которому только предстояло получить статус суперзвезды. Возраст и условия контрактов ведущих исполнителей непрозрачно намекали на то, что «Лейкерс» могут и будут побеждать в обозримом будущем — как, впрочем, и всегда. В том году обозреватель ESPN Джон Холлинджер небезосновательно называл организацию безоговорочно лучшей в ассоциации, приводя в защиту своей теории железобетонный аргумент: «Когда речь заходит о наличии звёзд в составе, «Лейкерс» настолько впереди планеты всей, что это уже даже не смешно».
Фишер, разумеется, смотрел на ситуацию в коллективе, как и любой человек со стороны. От Уилта Чемберлена и Карима Абдул-Джаббара до Шакила О'Нила и Газоля — «Лейкерс» всегда умели найти место в составе ещё для одного топ-игрока своего поколения, независимо от того, сколько за эту роскошь необходимо было заплатить. Правда, с момента эмоционального заявления Дерека, ныне возглавляющего «Нью-Йорк», калифорнийцы проделали невероятный по масштабам трюк со знаком «минус». За считаные годы организация, на которую равнялась вся НБА, превратилась из законодателя мод в безнадёжного аутсайдера, заняв в предсезонном рейтинге ESPN катастрофически низкое 28-е место и не имея толком никаких перспектив в обозримом будущем. За четыре года у руля команды — уже пятый главный тренер. Три выхода в плей-офф завершились фиаско уже на ранних стадиях матчей на вылет. Оба ключевых «больших» отправились искать счастья в другие города и клубы. Наконец, владелец, никогда и ничего не жалевший ради блага любимого детища, ушёл из жизни ещё несколько лет назад. Свободное падение в пропасть как оно есть.
Создаётся впечатление, что единственным человеком, который связывает прошлое и настоящее клуба в глазах его болельщиков, остаётся Брайант, приложивший руку к тому, что бренд «Лейкерс» стал узнаваемым не только в каждом уголке Соединённых Штатов, но и по всему миру. Сейчас защитнику 36 лет, и со временем ему наверняка будет установлен памятник неподалёку от домашней арены. Персона Коби до сих пор привлекает на трибуны знаменитостей любого рода, но в то же время она же является единственной во многих отношениях причиной того, что происходит с клубом. Долгие годы коллектив из Калифорнии безбедно жил благодаря своей главной звезде. Сейчас по его же воле он умирает.
Митч Капчак
***
Генеральный менеджер «Лейкерс» Митч Капчак понимал, что работы у него предостаточно. Пока Фишер мог позволить себе расслабиться — причём вполне заслуженно, — функционер уже строил планы на будущее и раздумывал над тем, как усилить команду, завоевавшую два чемпионских титула кряду, и сделать её ещё более конкурентоспособной в условиях динамично изменяющегося мира современной НБА. 60-летний специалист, работающий в системе клуба с 1986 года, всегда недооценивался болельщиками, журналистами и экспертами, но на деле всегда трезво оценивал складывавшуюся в клубе и за его пределами ситуацию. С высоты своего опыта уже в 2010-м Митч прекрасно осознавал, что вот-вот настанет переломный момент, когда организации понадобится свежее лицо, новая суперзвезда. Брайант мог сколько угодно тренироваться, маниакальным образом заставляя свой измученный травмами и операциями организм творить практически невозможное на площадке, тем самым продлевая профессиональную карьеру, но даже продвинутая и высокотехнологичная современная медицина бессильна перед такой банальной вещью, как время. Даже идеалистам наподобие Коби не в силах с ним бороться. Поэтому Капчак анализировал ситуацию, складывавшуюся на рынке свободных агентов и обменов, чтобы к тому дню, когда владелец «Лейкерс» Джерри Басс решит отодвинуть защитника на второй план, не просто предполагать, каким должен быть выход из ситуации, но и иметь на руках несколько вариантов её разрешения.
Капчак свою работу знал в совершенстве. Он понимал, что на планете есть не более дюжины настоящих звёзд баскетбола, и каждый из 30 генеральных менеджеров в лиге желает во что бы то ни стало заручиться поддержкой любой из них. Уделом руководителя обычной перестраивающейся организации обычно является слепая надежда на счастливый случай. Но «Лейкерс» всегда было несколько проще, нежели остальным.
«Вместо полюбовного или не очень расставания с Брайантом клуб будет прощаться со своей легендой до тех пор, пока Коби не решит повесить кроссовки на гвоздь».
Стоит только вспомнить, как коллектив из Калифорнии заполучил Брайанта. В 1996 году в офисе «Лейкерс» никто не сомневался, что школьник, познававший азы баскетбола в Италии, станет жемчужиной драфта, но при этом у клуба и близко не было пика, достаточно высокого, чтобы выбрать Коби. Поэтому организация сделала то же самое, что и всегда, посулив игроку и его агенту все те преимущества, которые дают большой рынок в совокупности с перспективой жить и развивать собственный бренд в Лос-Анджелесе. Калифорнийцы пригласили юного защитника на закрытую тренировку дабы убедиться, что Джерри Уэст и скаутская служба не ошиблись относительно его таланта и перспектив, и внушили Коби, что ему не следует демонстрировать свои навыки для более скромных коллективов малого рынка вроде «Шарлотт». Арн Теллем, агент, представлявший его интересы на тот момент, благодаря своим каналам и связям пустил слух, что Брайант не хочет и не будет играть в составе команды, не ставящей перед собой задачу непременно завоевать титул в обозримом будущем. Всё это в совокупности с отсутствием у баскетболиста опыта выступлений в колледже отпугнуло многих желающих рискнуть, и план сработал. «Хорнетс» выбрали парня под общим 13-м номером и обменяли его в «Лейкерс» на уже состоявшегося исполнителя высокого уровня, коим безусловно являлся центровой Владе Дивац.
Вот таким, пусть не самым честным и справедливым (НБА — это всё-таки бизнес, в котором все средства хороши), но вполне законным образом «Лейкерс» получили то, чего страстно желали.
И это лишь частный пример многолетней тенденции: все лучшие игроки своей эпохи так или иначе тянулись к «Лейкерс», прилагая максимум усилий, чтобы в один прекрасный момент выйти на паркет в майке коллектива их Калифорнии. Четыре года назад Капчак был готов открыть двери и пустить в команду глоток свежего воздуха, заполучив одну, а то и нескольких звёзд ассоциации. Однажды исполнительный вице-президент клуба Джим Басс недвусмысленно намекнул, что моментом истины для организации станет рынок свободных агентов летом 2014 года. «Мы поставим на эту карту всё что у нас есть, — рассказывал Басс в интервью корреспонденту Orange County Register Кевину Дингу. — Мы действительно хотим серьёзно пошуметь на рынке. Именно поэтому контракты большинства игроков были заключены с прицелом на 2014-й».
И действительно, Капчак прописывал контракты с большинством игроков так, чтобы они истекли именно летом 2014 года, когда свободными агентами должны были стать баскетболисты калибра Леброна Джеймса и Пола Джорджа. Вакуум продолжительностью в несколько лет генеральный менеджер планировал заполнить несколькими громкими обменами: к примеру, побороться за перспективных Криса Пола и Дуайта Ховарда, чьи невероятные перспективы были очевидны уже тогда. На всякий случай организация решила сохранить за собой право выбора на драфте, считавшемся потенциально одним из наиболее сильных за всю историю североамериканского баскетбола. Словом, у «Лейкерс» было всё: возможность отыскать звезду на ярмарке талантов, активы, достаточные для того, чтобы заполучить ещё парочку топ-игроков посредством обменов, а также безграничный бюджет и место под потолком зарплат, чтобы заключить один-два максимальных контракта в 2014 или 2015 году.
«Даже не сомневаюсь, «Лейкерс» уже что-то задумали. Зная Митча и семью Басс, могу с уверенностью утверждать, что все ходы у них просчитаны наперёд», — говорил пожелавший остаться неизвестным генеральный менеджер одного из коллективов ассоциации.
Проблемы, впрочем, начались сразу же. После ухода Фила Джексона с поста главного тренера команда стала играть хуже, а процентное соотношение побед и поражений — неумолимо уменьшаться (от 69,5 до 62,1, а затем и вовсе — 54,9%), чтобы спустя несколько лет достичь дна (32,9%). Поэтому когда пришло время провести предварительные переговоры с баскетболистами, планировавшими выйти на рынок свободных агентов в 2014-м, Капчака постигло жестокое разочарование. Джеймс, к которому клуб обратился первым, даже и не думал рассматривать предложение «Лейкерс», а идеализировавший Брайанта Джордж, чьё детство прошло в Калифорнии, предпочёл «Индиану», заключив долгосрочное многомиллионное соглашение с представителем Восточной конференции. Неприятностей с каждым днём становилось всё больше, и они накапливались, словно снежный ком. Кевин Лав, Кармело Энтони, Крис Бош? Ни один из них не был готов пойти на снижение финансовых запросов ради одного из наиболее титулованных клубов в истории НБА и не видел себя на Западном побережье. Неудивительно, что менеджмент начал подстилать солому заранее, едва ли не за год до открытия рынка заявив, что наличие свободного места под потолком зарплат вовсе не означает, что в команде появится новая звезда первой величины.
«Не знаю, удастся ли нам заполучить игрока топ-уровня. Тем не менее, располагая свободными деньгами в платёжной ведомости, мы сможем усилить ряд проблемных позиций даже в том случае, если не пригласим баскетболиста с именем», — говорил Капчак в беседе с обозревателем ESPN Колином Каухердом в конце 2013-го.
Уже на тот момент создавалось устойчивое впечатление, что что-то или кто-то мешает осуществлению планов «Лейкерс» по покорению мира изнутри.
Рэймон Сешнс
***
Помните Рэймона Сешнса? Весной 2012 года разыгрывающий, специализирующийся на «пик-н-роллах», пополнил состав «Лейкерс» в результате обмена с «Кливлендом» и, в принципе, проявил себя очень неплохо как человек, которому необходимо было заменить ушедшего из команды Фишера, хотя впоследствии, как и вся команда, провалился в плей-офф. Так вот когда у него была возможность заключить с коллективом из Калифорнии новое соглашение и с большой долей вероятности сохранить за собой место в стартовой пятёрке команды, повидавший многое защитник ответил на предложение клуба категорическим отказом.
Соглашение, которое Сешнс заключил впоследствии, было более долгосрочным и, следовательно, предоставляло баскетболисту определённые гарантии на несколько лет вперёд. Но он предпочёл — вдумайтесь — стать сменщиком юного Кембы Уокера в «Шарлотт», выдавшем накануне едва ли не худший сезон за всё время существования НБА и пребывавшем на дне. В общении с прессой Рэймон предпочёл не озвучивать мотивы, которыми он руководствовался при принятии столь нестандартного решения, но однажды обмолвился, что играть в одной команде с Брайантом — нечто совсем иное, нежели весь его предыдущий опыт. Руководство «Лейкерс» очень разозлилось и расстроились, узнав об уходе защитника, и пришло к выводу, что всё дело в персоне Коби. С игровой точки зрения, потеря невелика, но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы представить, как к перспективам сыграть в составе коллектива из Калифорнии относятся исполнители, имеющие альтернативные варианты продолжения карьеры.
«Загляните за чемпионские баннеры, и вы поймёте, что в этой организации всё давно прогнило», — считает один из влиятельных североамериканских агентов.
«Коби — словно огромный валун у фасада жилого дома. Сдвинуть с места такой камень нельзя, поэтому садовнику остаётся лишь косить траву вокруг него», — повествует ещё один агент, клиент которого был игроком «Лейкерс» несколько лет назад.
И, наконец, представитель нескольких действующих игроков коллектива из Калифорнии, отвечая на вопрос о том, не отпугивает ли персона Брайанта баскетболистов, которые вскоре станут свободными агентами, выдавил из себя: «Чёрт, я думал, это очевидно».
«Первым вопросом, волновавшим Байнума во время переговоров о продлении контракта с «Лейкерс», было поведение Брайанта. «Как вы собираетесь образумить Коби?» — спрашивал он».
***
Если попытаться охарактеризовать всё время пребывания Брайанта в составе «Лейкерс» одним предложением, то первой на ум приходит фраза «Виноваты все, кроме меня, а особенно — мои партнёры по команде». Даже Шакил О'Нил, многократный обладатель приза самому ценному игроку финальной серии плей-офф и перманентный кандидат на получение звания MVP сезона на пике своей карьеры, проделал путь от старшего товарища, взявшего на себя ответственность за воспитание защитника, до человека, позволяющего себе заявлять со сцены одного из клубов Манхэттена «Эй, Коби, расскажи, пришлась ли тебе по вкусу моя з****ца». А что тогда говорить об остальных, менее харизматичных баскетболистах? В разное время Эндрю Байнум, По Газоль и Дуайт Ховард получали солидные порции критики в свой адрес со стороны представителей СМИ, а защитник ни разу даже не попытался прийти ни одному из них на выручку.
«В последние пять лет многие мои клиенты, действительно классные баскетболисты, не хотели играть в одной команде с Брайантом. Они прекрасно видят, что все партнёры Коби рано или поздно становятся чуть ли не официально утверждёнными козлами отпущения для любого рода публики. Каждый, кто так или иначе пытается превзойти его, заканчивает получением публичной порки в СМИ. Даже Шак не избежал этой участи», — утверждает очередной агент, чьими клиентами являются несколько постоянных участников Матча звёзд.
Иногда Брайант не стесняется критиковать партнёров прилюдно, как это было в 2003-м, когда защитник в задушевной беседе с Джимом Грэем заявил, что «Шак разжирел и растерял форму», утверждая, что О'Нил якобы готов отрабатывать в обороне только в тех матчах, в которых соперник не ставит перед ним каких-то задач повышенной сложности. Куда чаще вбросы имени Коби формулировались как информация, полученная от «источников со знанием ситуации» или «источников внутри коллектива». Журналисты, которым лидер «Лейкерс» таким образом подбросил далеко не один интригующий заголовок, были подобным сотрудничеством крайне довольны, и на страницах своих изданий представляли Брайанта человеком, который не стесняется говорить правду, какой неприятной или обидной для других она ни была. Но среди баскетболистов, агентов, генеральных менеджеров и иных людей, имевших доступ к внутренней «кухне», дураков не было и нет. Все они прекрасно понимали, что таким незатейливым образом Коби сначала выводит из равновесия, а затем постепенно выживает из команды любого исполнителя, в перспективе угрожающего его статусу.
«Первым вопросом, волновавшим Эндрю во время переговоров о продлении контракта с «Лейкерс», было поведение Брайанта. «Как вы собираетесь образумить Коби?», — спрашивал он и его представители у руководства клуба. Мы, к сожалению, не могли дать ему чёткий ответ. И я прекрасно понимал, что Байнум не захочет связать своё будущее с нашим клубом, если мы не сможем найти соответствующие доводы», — утверждает представитель коллектива из Калифорнии, присутствовавший во время диалога с представителями центрового в 2012 году.
«Мне всегда казалось, что в «Лейкерс» не уделяют достаточно внимания такому важному моменту, как создание положительной атмосферы внутри коллектива и тимбилдинг. Я видел много занятных вещей, которые казались мне странными. Например, беседы между командой Байнума и представителями клуба всегда проходили на повышенных тонах и отличались особой грубостью», — рассказывает агент, чей клиент-баскетболист некоторое время назад отклонил выгодное предложение Капчака.
«На самом деле, это ужасно. Особенно жестоким похмелье является именно тогда, когда команда побеждает. Сотрудничество с Коби стоило «Лейкерс» слишком дорого в плане репутации и дальнейших перспектив. Брайант причинил вред и боль многим людям. В некоторых случаях он ставил карьеру других баскетболистов под удар, если ему это было необходимо», — считает генеральный менеджер одного из клубов ассоциации, поддерживающий отношения со многими игроками и функционерами, так или иначе связанными с многострадальной организацией.
Отыграв единственный и весьма противоречивый сезон в составе «Лейкерс», центровой Дуайт Ховард вышел на рынок свободных агентов
***
В июле 2013 года, отыграв единственный и весьма противоречивый сезон в составе «Лейкерс», центровой Дуайт Ховард вышел на рынок свободных агентов, и агент баскетболиста организовал встречи, помимо коллектива из Калифорнии, с представителями «Хьюстона», «Атланты», Далласа» и «Голден Стэйт». Для Капчака и остальных переговоры с Ховардом были очень важны — они представляли собой своего рода генеральную репетицию перед летом 2014 года, когда клуб планировал усилиться несколькими выдающимися исполнителями. Всех волновал вопрос, сможет ли Митч убедить ещё одну звезду провести в одной команде с Коби ещё несколько лет.
Встреча состоялась 2 июля в одном из многочисленных офисных зданий в Беверли-Хиллз, где расположилась штаб-квартира агента Дуайта. Для переговоров был выбран оформленный в модернистском стиле конференц-зал без единого окна, и Капчак, главный и едва ли не единственный сторонник заключения нового долгосрочного соглашения с Ховардом, проинструктировал всех приглашённых представителей клуба на тему того, как следует себя вести. Прежде всего, одеться в соответствующей манере. Внимательно слушать, о чём пойдёт речь, и при необходимости вставить свои пять копеек. «Суть нашего подхода заключалась в том, что мы имитировали собеседование при приглашении серьёзного специалиста на работу. Мы хотели показать, что «Лейкерс» — это место, где каждый может осуществить свою мечту», — вспоминал впоследствии один из членов клубной делегации.
«Брайант причинил вред и боль многим людям. В некоторых случаях он ставил карьеру других баскетболистов под удар, если ему это было необходимо».
Стоило представителям «Лейкерс» занять отведенные им места, как стало очевидным — двукратный обладатель приза самому ценному игроку регулярного чемпионата Стив Нэш сделал всё, о чём его просил Капчак, придерживаясь генеральной линии. Разыгрывающий пришёл на встречу в элегантной рубашке и был готов сыграть свою немаловажную роль. В то же время, Брайант, как впоследствии вспоминали участники переговоров в неформальных беседах не под запись, заявился в конференц-зал в футболке, баскетбольных шортах и с массивной золотой цепью на шее. Отношение защитника к происходящему было соответствующим. Он делал одолжение своему клубу, и не более того.
Когда Ховард задал логичный вопрос, почему ему, будучи травмированным, пришлось принять шквал критики со стороны журналистов и болельщиков на себя, когда «Лейкерс» проваливали концовку сезона и вылетали из плей-офф, Нэш сказал, что не был в курсе всего происходящего, и, стоило Дуайту обратиться к нему со своей проблемой, он повёл бы себя совершенно иначе. Брайант, со своей стороны, организовал всем присутствующим мини-лекцию на тему того, что нельзя со всей серьёзностью относиться к потоку критики, и рассказал, как, по его мнению, необходимо побеждать. Обозреватель ESPN Крис Бруссард, ссылаясь на собственные источники в команде «Супермена», спустя некоторое время писал о том, что именно поведение Коби окончательно настроило центрового против коллектива из Калифорнии.
«Встреча была явно не самой простой и приятной среди всех, в которых мне доводилось принимать участие, — вспоминает Капчак. — И не относится к числу тех, в подробности которых мне хотелось бы вдаваться». Спустя несколько дней Ховард сделал выбор в пользу «Рокетс», даже несмотря на то, что переезд в Техас стоил ему потери порядка 30 миллионов долларов за несколько лет.
История об уходе Дуайта из «Лейкерс» часто преподносилась в том ключе, что центровой, дескать, терялся в схемах нападения тогдашнего наставника коллектива Майка Д'Антони. Но на самом деле, как утверждал один из сотрудников клуба, разногласия между Ховардом и тренерским штабом коллектива из Калифорнии заключались в том, что «был один игрок, которому был предоставлен полнейший карт-бланш, и которому было наплевать на все существующие игровые схемы. Те, кто считает, что один из лучших игроков оборонительного плана своего поколения не справился с давлением публики и спецификой жизни в Лос-Анджелесе, несут полнейшую чушь. Здесь было всё, чего Дуайт хотел, и к чему он стремился. Пребывать в центре внимания. Быть звездой в мегаполисе со всеми вытекающими последствиями. Находиться в окружении стоящих его женщин. В конце концов, жить как в одном большом телевизионном реалити-шоу. Всё это идеально ему подходило и соответствовало».
Брайант, через клубного пресс-атташе отказавшийся давать какие-либо комментарии по данному поводу, в последнее время частенько позволяет себе пространные рассуждения на тему поведения молодых игроков и многочисленных соблазнов, отвлекающих их внимание от баскетбола. Но на самом деле с каждым днём всё очевиднее становится тот факт, что именно Коби несколько отстал от жизни. По такому статистическому показателю, как количество очков, набранных в среднем за игру регулярного чемпионата НБА, он до сих пор остаётся не только постоянным претендентом на участие в Матче звёзд, но и является одним из лучших исполнителей за всю историю существования ассоциации. Но сама игра в последние годы претерпела ощутимые изменения, которые не пошли защитнику «Лейкерс» на пользу. Движение баскетболистов и мяча, ставка на трёхочковые, командную защиту и создание открытых бросков для партнёров приносит победы в современной ассоциации, а на первое место выходит готовность пожертвовать собственными амбициями в интересах товарищей и итогового результата. Именно с этой целью Капчак в своё время приглашал в Лос-Анджелес Нэша и Д'Антони — они должны были привнести в команду все эти ценности.
Но уже после первого сезона, отыгранного плечом к плечу с Брайантом, Стив не сумел скрыть своё разочарование происходящим в беседе с обозревателем издания Grantland Заком Лоу. «Я считал, что было бы здорово найти золотую середину, при которой Брайант получил бы свои броски, но при этом мяч двигался бы по всему фронту атаки значительное количество игрового времени. Но в глубине души я понимал, что этого не будет. Выходя на площадку вместе с Коби, любой баскетболист должен смириться, что в основном мяч будет у него».
Коби будет держать мяч у себя до тех пор, пока не найдёт возможность для броска — в этом и заключается вся суть его восприятия баскетбола, которое защитник демонстрировал всем желающим без малого два десятка лет. Да, он занимает четвёртое место в списке самых результативных игроков за всю историю существования сильнейшей лиги планеты, уступая лишь Кариму Абдул-Джаббару, Карлу Мэлоуну и Майклу Джордану. Но, в то же время, он невероятно близок к абсолютному рекорду по числу промахов с игры. «Проблема Брайанта в том, что на самом деле он не настолько хорош, как ему кажется с высоты его полёта, — рассказывает один из сотрудников клуба. — Он не настолько эффективен на площадке, как ему самому хочется думать. Если бы у Коби были другие сильные стороны, как, к примеру, у Леброна, или если бы его характер был несколько иным, мы бы без особого труда приглашали одну звезду за другой и побеждали бы».
***
Так почему же в таком случае «Лейкерс», зная и понимая, с чем они столкнулись, минувшей осенью заключали с Брайантом новый контракт? Почему Капчак не отказался от продления сотрудничества с возрастным баскетболистом, с которым, к тому же, не хочет играть ни одна звезда ассоциации, чтобы ускорить процесс перестройки? Ответ до ужаса прост — после смерти Джерри Басса, оставившего организацию в наследство шести своим детям посредством трастового фонда, клуб стал единственным источником доходов для очень большой семьи, что для собственников коллективов ассоциации обычно не свойственно. Как показывает практика, рейтинги телетрансляций матчей команды растут, если Коби выходит на паркет, а рисковать 20-летним договором с кабельной сетью Time Warner, по которому «Лейкерс» должны получить порядка $ 3 млрд, никто и ни при каких условиях рисковать не будет.
Поэтому вместо полюбовного или не очень расставания с Брайантом (пару лет назад в клубе, поговаривают, и вовсе рассматривали вариант с амнистией соглашения защитника, которая позволила бы «Лейкерс» сэкономить порядка $ 70 млн «чистыми») и последующего «слива» сезона-2013/14 ради получения права высокого выбора на драфте, клуб будет прощаться со своей легендой до тех пор, пока Коби не решит повесить кроссовки на гвоздь, и лишь затем приступит к перестройке. Инициатива эта исходила, разумеется, не от наёмных работников — на таком развитии событий, судя по всему, настаивал Джим Басс, в чьём управленческом таланте в разное время сомневались не только ближайшие родственники вроде сестры Дженни, более десяти лет состоящей в отношениях с Филом Джексоном, но и люди со стороны.
«Митч просто-напросто выполнил своё домашнее задание, заключив с Брайантом новое двухлетнее соглашение на общую сумму в $ 48 млн. Он убедился в том, что не может пригласить в команду ни одного знакового баскетболиста, потому что никто не соглашался играть вместе с Коби, и никакой нужды в свободном месте под потолком зарплат летом 2014 года в итоге не оказалось», — защищает своего коллегу один из генеральных менеджеров НБА, убеждённый в том, что терять Капчаку было нечего, поскольку усилить «Лейкерс» в краткосрочной перспективе он всё равно не мог.
«Коби действительно хочет побеждать. Но победы интересуют его до тех пор, пока он сам является тем человеком, который их приносит, а результаты команды негативным образом не влияют на его статистику. Ни один из известных мне баскетболистов не работает над собой упорнее, нежели Брайант. Но никто другой так же глупо и не тратит собственные силы ради борьбы с ветряными мельницами. Он боится свободных агентов, которых «Лейкерс» пытаются подписать. Боится играть в одной команде с несколькими выдающимися талантами. Его «я» требует исключительного отношения», — повествует человек из окружения Капчака.
Поэтому не стоит удивляться тому, что ни один топовый свободный агент не оказался в Калифорнии минувшим летом, а агент Леброна Джеймса, несколько лет назад считавшегося кандидатом №1 на переход в «Лейкерс», даже отказался организовывать встречу между баскетболистом и клубом, поскольку не видел в ней ни малейшего смысла. В начавшемся сезоне Брайант будет выходить на площадку вместе с Ронни Прайсом и Джереми Лином, а также посредственными «большими» вроде Джордана Хилла или Эда Дэвиса — ведь новичок Джулиус Рэндл, единственный в перспективе топовый игрок в составе команды, сломал ногу уже в матче открытия регулярного чемпионата.
«Всё наконец стало на свои места. Звёзды не хотят играть вместе с Брайантом, и клуб ждёт, когда Коби соизволит завершить карьеру. Со стороны это напоминает свадьбу твоего ребёнка с человеком, которого ты не хотел бы видеть среди членов своей семьи. Если ты никак не можешь воспрепятствовать такому браку, приходится просто смириться с происходящим, несмотря на все негативные эмоции», — заключил представитель клуба.
И болельщикам «Лейкерс» остаётся лишь надеяться, что чёрная полоса через пару лет пройдёт.
Коби Брайант и Джерри Басс